Приходите к месту встречи

План ленинской монументальной пропаганды. Часть II

Продолжение. Начало здесь.

Ленинский план монументальной пропаганды

Возвращаемся к рассказу о памятниках монументальной пропаганды. Ленинский план монументальной пропаганды – это предложенная В.И. Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы. За 1918-1923 годы было сооружено около тридцати монументов, некоторые из которых сохраняются до сих пор.

Открытие памятника А.В. Кольцову. Перед собравшимися выступает С.А. Есенин. Фотография 1918 года

8. Памятник А.В. Кольцову. Монумент скульптора С. Сырейщикова установили в 1918 году на Театральной площади. Вот что писали в журнале «Искусство»: «Памятник отличался наивностью образа, но привлекал своей мягкостью, поэтичностью, душевной чистотой». Кольцов простоял на Театральной площади недолго. Статую решили перевести в бронзу, и оригинал уже через несколько месяцев сняли и перевезли в подсобное помещение Первого пролетарского музея на Б. Дмитровке. Сырейщиков энергично принялся дорабатывать произведение, но ему срочно пришлось уехать к родителям в Воронеж: кто-то из его родных умер от тифа. В Москву скульптор не вернулся. По некоторым данным он сам умер от тифа в том же 1919 году.

Открытие памятника Т.Г.Шевченко на Трубной площади в присутствии А.М. Коллонтай

9. Памятник Т.Г. Шевченко. Статуя работы С.М. Волнухина появилась на Рождественском бульваре 3 ноября 1918 года. Образ Кобзаря в художественном отношении проиграл, оказавшись частью вялой жанровой композиции, выполненной с небрежностью. Гипсовый памятник просуществовал недолго. В 1920 году Волнухин должен был перевести памятник в долговечный материал, однако художник тяжело заболел. Страдая от голода и холода, он покинул Москву и в 1921 году скончался в Геленджике. Удивительно сходство в судьбах учителя (Волнухина) и ученика (Сырейщикова) и их творений (Шевченко и Кольцов), выполненных в одной мастерской!

Памятник И. Каляеву у главного входа в Александровский сад

10. Памятник Ивану Каляеву. В 1918 году Александровский сад заполонили скульптуры монументальной пропаганды. У входа в сад появился памятник И.П. Каляеву работы скульптора Б.В. Лавров. Он заменил взорванный (по официальной версии) памятник Робеспьеру. Каляев – террорист, совершивший убийство московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова. Москвич Никита Окунев 13 ноября 1918 года записывает в своем дневнике: «Видел открытый памятник социалисту Каляеву. На одной стороне пьедестала написано: «Уничтожил Велик. Ки. Сергея Романова». На других сторонах ничего нет. Значит – нет и других заслуг, кроме «уничтожения»?!...»

Памятник Ф.М. Достоевскому на Цветном бульваре. Фотография 1920-х годов

11. Памятник Ф.М. Достоевскому. В 1918 году на Цветном бульваре появился Достоевский работы С.Д. Меркурова. С этим памятником связана любопытная история. Когда комиссия пришла в мастерскую Меркурова, чтобы выбрать памятники для выполнения «госзаказа», им приглянулись две работы: гранитный памятник Федору Михайловичу и фигура «Мысль». Председатель Комиссии М.Ф. Владимиров заявил, что Достоевского поставим, «если сойдемся в цене». В цене сошлись, Меркуров запросил по-божески, и обе фигуры решили установить к празднику. Место выбрали неподалеку от мастерской скульптора – в центре Цветного бульвара.

Памятник Ф.М. Достоевскому. Современная фотография

Вот как описывал искусствовед Н.Д. Виноградов установку памятников: «30 октября 1918 года с утра на Цветном бульваре можно было видеть, как Меркуров «египетским способом» тянет своего Достоевского для установки. Скульптура была уложена на два бревна, связанных в форме саней. Под бревна подкладывались валки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с автором…». Памятник Достоевскому простоял здесь до осени 1936 года, когда он был перенесен во двор старинной Мариинской больницы для бедных, на Новую Божедомку (с 1940 года – улица Достоевского). Здесь, в одном из флигелей бывшей больницы в 1823 году родился великий писатель.

Памятник М.А. Бакунину. Фотография 1919 года

12. Памятник М.А. Бакунину. Памятник был установлен в июне 1919 года у Мясницких ворот. Работа, выполненная скульптором Б.Д. Королевым, представляла собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, должно было символизировать философию анархизма. Власти оттягивали открытие, не решаясь представить это весьма сомнительное произведение взорам москвичей. После открытия газеты писали о «взбесившейся фигуре». Памятник не был принят даже самими анархистами, которые выразили протест против такого «скульптурного издевательства» над вождем. Моссовет постановил памятник снять.

Скульптура «Степан Разин с ватагой» и С.Т. Коненков на Лобном месте. Фотография 1919 года

13. Скульптура «Степан Разин с ватагой». В самом центре Москвы на Лобном месте Красной площади в 1919 году появился памятник «Степан Разин с ватагой» знаменитого скульптора С.Т. Коненков. Выполненные в дереве фигуры Разина, его товарищей и персидской княжны – геометризованные по формам, непропорциональные, грубо обработанные и аляповато раскрашенные, по стилю напоминали народную деревянную игрушку. Композиция включала вырезанные из дерева статую вождя Крестьянской войны, головы пяти разинских сподвижников и полулежащую фигуру персидской княжны, отлитую из цемента, которую, как поется в известной песне, Стенька Разин бросил в «набежавшую волну».

Скульптура «Степан Разин с ватагой». Фотография 1919 года

Открытие памятника было приурочено к первомайскому празднику 1919 года. Скульптурную композицию разместили на Лобном месте, с которого был оглашен 6 июня 1671 года смертный приговор Степану Разину. Скульптура простояла на площади двадцать пять дней. Памятник был снят не только потому, что явно нарушал своим обликом цельность восприятия ансамбля Красной площади, но и потому, что не соответствовал основной задаче мемориального сооружения и не отвечал целям монументальной пропаганды, показывая крестьянского вождя не как историческую личность, но как героя народного эпоса, сказочный, былинный образ.

С.Т. Коненков возле памятника Степану Разину. Фотография 1919 года

Вот что писал искусствовед В.Н. Терновец об этой скульптурной группе: «Произведение, несомненно, самое значительное и яркое из всего, что было создано в революционную эпоху, осталось неоцененным. Пусть группа проигрывала на Красной площади - в стенах мастерской и позже, в комнатах музея, она захватывает своей эпической мощью. Лица Разина и его товарищей дышат ширью Волги, жаждой приволья, разбоя и удали. Скованность поз, еле намеченные резцом складки одежды – дерево раскрашено в живопись, несет здесь функции скульптуры, – все, – дышит величавой простотой и красочностью, которой богата народная жизнь».

Памятник Ж.-Ж. Дантону. Фотография 1919 года

14. Памятник Ж.-Ж. Дантону. Памятник был исполнен скульптором Н.А. Андреев и установлен в 1919 году на площади Революции. Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими «рублеными» плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Народная молва моментально окрестила монумент «памятником говорящей голове» из «Руслана и Людмилы». Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.

Памятник И.С. Никитину на Театральной площади. Фотография 1919 года

Это далеко не полный список памятников ленинский план монументальной пропаганды. Можно вспомнить также памятники К. Марксу на Садовой-Триумфальной и Николоямской улицах, И.С. Никитину на Театральной площади, Ж. Жоресу на улице Чайковского, С.Н. Халтурину и С.Л. Перовской на Миусской площади, Г. Гейне и Э. Верхарну на Страстном бульваре, Ж.-П. Марату в Симоновой слободе. Некоторые из монументов до сих пор можно увидеть в Москве. Например, памятники А.И. Герцену и Н. П. Огареву перед зданием МГУ на Моховой или памятник К.А. Тимирязеву у Никитских ворот.

Татьяна Воронцова

  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

25 МАЯ в 16:30

Детская экскурсия по Александровскому саду и Красной площади

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Денис Дроздов

25 МАЯ в 19:00

От Смоленки до Остоженки

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

26 МАЯ в 12:00

Переулками от Тверской до Никитской

Продолжительность: 2 часа

Гид: Татьяна Воронцова

26 МАЯ в 12:00

Детская экскурсия «Тайны кремлевских башен»

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Екатерина Титова

Последние новости

Все новости

Даниил Давыдов рассказал зрителям «Вестей в 20:00», где дядя Гиляй спускался в Неглинку

Репортаж «Вести в 20:00» о подземной Неглинной с участием нашего экскурсовода Даниила Давыдова

21 Май 2018

Татьяна Воронцова познакомила зрителей «Вести в 20:00» с местами съемок известного фильма

Татьяна Воронцова поучаствовала в репортаже «Вести в 20:00», посвященном фильму «Место встречи изменить нельзя»

14 Май 2018

Даниил Давыдов поведал читателям известного журнала о первом московском диггере

Наш экскурсовод Даниил Давыдов написал статью для «Московского журнала», посвященную Игнатию Стеллецкому

07 Май 2018

Татьяна Воронцова показала читателям «АиФ», где снимали знаменитый советский фильм

Статья «АиФ» нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой о съемках фильма «Мастер и Маргарита»

09 Апрель 2018

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Усадьба Лопухиных-Станицких (Музей Л.Н. Толстого)

Лопухиных-Станицких – большая архитектурная редкость, потому что ее главный дом в стиле ампир сохранился с начала XIX века практически в первозданном виде

15 Май 2018

Чайный дом Перлова на Мясницкой улице

Появление такого необычного дома в самом центре столицы похоже на волшебство. Не зря москвичи прозвали это здание «китайской шкатулкой»

30 Апрель 2018

Смоленская площадь

История Смоленской площади – это прежде всего история московской торговли, существовавшей здесь задолго до появления площади

15 Апрель 2018

«Дом под рюмкой» на Остоженке

В доходном доме купца Якова Филатова, напоминающем средневековый замок, отразились яркие тенденции архитектуры Москвы Серебряного века

30 Март 2018

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты
Подписаться на рассылку
E-mail:
Имя: