Приходите к месту встречи

План ленинской монументальной пропаганды. Часть I

1. Ленинский план монументальной пропаганды

Ленинский план монументальной пропаганды – это предложенная В.И. Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы. За 1918-1923 годы было сооружено около тридцати монументов, некоторые из которых сохраняются в Москве до сих пор.

2.  Ленин выступает на открытии памятника Марксу и Энгельсу 7 ноября 1918 года

1. Памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу. Памятник был выполнен скульптором С.А.Мезенцевым и установлен 7 ноября 1918 года на площади Революции. Сооружение памятника было признано Совнаркомом делом первостепенной важности. Для этого выделили специальные ассигнования и объявили конкурс. Ленин лично принимал участие в просмотре проектов. Не смотря на это в народе сей монумент почти моментально получил прозвище «двое в одной ванной». По всей вероятности, не самое лучшее качество работы почувствовали и большевики из Моссовета, потому что скоро памятник Марксу и Энгельсу был с площади Революции убран.

3. В.И. Ленин, Я.М. Свердлов, В.А. Аванесов и другие большевики перед открытой мемориальной доской «Павшим за мир и братство народов»

2. Мемориальная доска «Павшим за мир и братство народов». Доска, исполненная скульптором С.Т. Коненковым, появилась на стене Сенатской башни Кремля 7 ноября 1918 года. Она посвящена памяти павших борцов октябрьской революции. На создание этой работы Московский Совет объявил открытый конкурс, в результате которого победу одержал проект Коненкова. Барельеф из сорока девяти кусков подкрашенного цемента представлял собой крылатого Гения Победы с красным знаменем в правой руке и пальмовой ветвью – в левой. У ног его – поломанные сабли и ружья, за плечами – восходящее солнце, лучи которого составлены из слов «Октябрьская 1917 Революция».

4. Мемориальная доска «Павшим за мир и братство народов» (скульптор С.Т. Коненков)

Рассказывают, что на открытии мемориальной доски «Павшим за мир и братство народов» одна старушка допытывалась: «Какой святой икону ставят?» «Революции», – не растерявшись, сказал Коненков. «Такую святую не знаю», – удивилась старушка. «Ну что ж, запомни», – услышала она в ответ. Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска «Павшим за мир и братство народов» находилась на своем месте вплоть до 1948 года. Сейчас она хранится в фондах Музея современной истории России.

5. Советская площадь 7 ноября 1918 года – обелиск со статьями из первой конституции

3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР). Это творение скульпторов Д.П. Осипова (обелиск) и Н.А. Андреева (скульптура). Обелиск появился на Советской площади в 1918-1919 годах. Сей монумент открывался в два захода: сначала непосредственно обелиск со статьями из первой конституции Советской России на больших деревянных досках, и позже – когда была сделана величественная скульптура Свободы, а деревянные доски были заменены бронзовыми. Несмотря на тот факт, что обелиск был сложен из простого кирпича, простоял он достаточно долго. Его разобрали в ночь с 20 на 21 апреля 1941 года.

6. Обелиск Свободы. Фотография 1930-х годов

С обелиском Конституции РСФСР связано много занимательного и интересного. Во-первых, с 1924 года и аж до 1993 год памятник фигурировал на официальном гербе Москвы. Правда, чести ради необходимо отметить тот факт, что после Великой Отечественной войны герб мало где использовался. Во-вторых, изображение обелиска Конституции РСФСР можно встретить на оградах Большого Каменного моста через Москву-реку. В-третьих, голова статуи разобранного памятника нынче хранится в Третьяковской галерее. Кстати, для статуи позировала Вера Алексеева – племянница Константина Сергеевича Станиславского.

7. Голова Свободы (Ныне хранится в Третьяковке)

Да и с разбором памятника тоже связано несколько мифов: по официальной версии разобрали его из-за ветхости. Кроме того, ходили забавные слухи, что Свобода очень смахивает лицом на жену Троцкого. Но все гораздо прозаичнее: в те годы как раз планировали строить новый проспект – Проспект Конституции (Новый Арбат). Были проекты, где проспект открывали обелиски с цитатами из новой, сталинской конституции. А две конституции в одном городе, наверное, – лишнее... Эту версию подтверждает еще один любопытный момент: в 1962 году Н.С. Хрущев решил разобрать памятник Юрию Долгорукому и восстановить обелиск Конституции. Правда, вскоре «сняли» Хрущева.

8. Памятник революционным мыслителям. Фотография 1918 года

4. Памятник революционным мыслителям. Этот необычный монумент архитектора Н.А. Всеволжскиого появился в 1918 году в Александровском саду. Это переделанный обелиск-монумент, посвященный трехсотлетию царствования дома Романовых, который был установлен в саду в 1914 году. Автор первоначального проекта – архитектор С.А. Власьев. Памятник представлял собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой был увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых. В 1918 году по плану монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название.

9. Александровский сад. Фотография 1950-х годов

Фамилии царей были стесаны, двуглавый орел был демонтирован, а сам памятник обрел название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости обелиска: Маркс, Энгельс, Либкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов. В центре в венке было вырублено: «РСФСР» и ниже – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В 1966 году, в связи с возведением Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа к гроту «Руины».

10. Монумент «Мысль» на Цветном бульваре. Фотография 1936 года

5. Монумент «Мысль». Этот памятник – творение скульптора С.Д. Меркурова. В 1918 году «Мысль» украсила Цветной бульвар. «Мысль», как и меркуровский памятник Достоевскому были изготовлены еще до революции. Но когда потребовалось в городе установить сразу много скульптур, стали буквально прочесывать мастерские известных и не очень скульпторов на предмет подходящих памятников, обелисков и скульптур. «Мысль» взяли «за компанию» с Федором Михайловичем. Любопытно и то, как было выбрано место для скульптур: сработал фактор «близости места». Памятники громоздкие, а автокранов тогда и в помине не было, везти куда-то далеко – сложно. А мастерская скульптора была рядом – на Цветном бульваре. Это и решило дело.

11. В 1952 году «Мысль» стала надгробьем могилы С.Д. Меркурова на Новодевичьем кладбище

Скульптура простояла до осени 1936 года, когда начались работы по реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре. «Мысль» перевезли на улицу Воровского (Поварскую) и установили в палисаднике перед знаменитым «домом Ростовых», который был занят Союзом советских писателей. Вскоре появилась такая байка: писатель Ф.И. Панферов, один из руководителей Союза, спросил: «Что это за статуя?» Узнав, что это «Мысль», он изрек: «При чем же тут мысль и какое отношение она имеет к писателям? Убрать!» Несколько лет высланная скульптура стояла в саду у скульптора. После смерти мастера в 1952 году «Мысль» стала надгробьем его могилы на Новодевичьем.

12. Памятник А.Н. Радищеву на Триумфальной площади в 1918 году

6. Памятник А.Н. Радищеву. Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Радищева работы скульптора Л.В. Шервуда. Погрудный портрет русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, «прорицателя вольности» был выполнен Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде. Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: «Радищев».

13. Памятник Радищеву в музее архитектуры им. А.В. Щусева

В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время страшной бури, московский памятник писателю Александру Николаевичу Радищеву простоял на своем месте больше десяти лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией Триумфальной площади он был разобран, а бюст передан на хранение в музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов – в музей архитектуры (ныне Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Алексея Викторовича Щусева), где и мирно пребывает до наших дней. Обязательно приходите на него посмотреть!

14. Памятник Робеспьеру скульптора Б.Ю. Сандомирской

7. Памятник М. Робеспьеру. Еще один монумент ленинской монументальной пропаганды, появившийся в Александровском саду, – памятник Робеспьеру скульптора Б.Ю. Сандомирской. Памятник был открыт 3 ноября 1918 года у грота «Руины». Газета «Правда» писала: «Стройными рядами заполняют Красноармейские полки Александровский сад, – сообщает с места событий собственный корреспондент газеты. – Пьедестал памятника увит гирляндами живых цветов. Памятник окружен стягами и знаменами. Музыка играет «Марсельезу». Спадает покрывало. К подножию кладут венки хризантем».

15. Открытие памятника Робеспьеру в Александровском саду. Фотография 1918 года

Но простоял памятник совсем недолго. Утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, опубликованной в той же «Правде» от 9 ноября 1918 года: «Открытый неделю тому назад в Александровском саду памятник Робеспьеру в ночь с 6 на 7 ноября был уничтожен чьей-то преступной рукой. Памятник был, видимо, взорван…» Есть и другая версия: как и большинство памятников, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, памятник Робеспьеру был выполнен из не самых качественных материалов. В ночь 6 на 7 ноября ударил мороз, бетон растрескался и памятник развалился.

Продолжение здесь

Татьяна Воронцова

  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

15 АВГ в 16:00

Детская экскурсия «Загадки башен Московского Кремля»

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Денис Дроздов

15 АВГ в 19:00

По пёстрой Мясницкой

Продолжительность: 2,5 часа

Гид: Лариса Скрыпник

16 АВГ в 19:00

По Варварке до Лобного места

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

16 АВГ в 19:00

Переулки Покровки

Продолжительность: 2–2,5 часа

Гид: Мария Подъяпольская

Последние новости

Все новости

Даниил Давыдов рассказал зрителям телеканала «Спорт» о профессии диггера и подземельях

Программа «Без тормозов» телеканала «Спорт» с участием нашего экскурсовода Даниила Давыдова

13 Август 2018

Татьяна Воронцова познакомила читателей «АиФ» с Москвой из знаменитого фильма

Наш экскурсовод Татьяна Воронцова написала статью для «АиФ» о съемках фильма «Самая обаятельная и привлекательная»

06 Август 2018

Денис Дроздов написал статью в авторитетный журнал об известном московском храме

Наш экскурсовод Денис Дроздов написал статью для «Московского журнала», посвященную церкви Григория Неокесарийского

30 Июль 2018

Татьяна Воронцова показала читателям «АиФ», где снимали знаменитый советский фильм

Статья «АиФ» нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой о съемках фильма «ТАСС уполномочен заявить...»

23 Июль 2018

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Здание Сената в Кремле

Проект Сената был поручен Матвею Казакову. Под застройку был отведен чрезвычайно неудобный треугольный участок между двумя башнями Кремля

30 Июль 2018

Реки на картине А.М. Васнецова «Москва – городок и окрестности в XII веке»

Картина Аполлинария Васнецова сегодня воспринимается скорее как былинная иллюстрация, фантазия на тему «Москва 870 лет назад»

15 Июль 2018

Церковь Николы в Толмачах. Часть II

В 1851 году прихожанином церкви Николы в Толмачах стал Павел Михайлович Третьяков, семья которого купила усадьбу в Лаврушинском переулке

30 Июнь 2018

Церковь Николы в Толмачах. Часть I

Деревянный храм Николая известен с начала XVII века как «церковь великаго Чудотворца Николы, что за Москвой-рекой в Толмачах»

15 Июнь 2018

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты
Подписаться на рассылку
E-mail:
Имя: