Церковь Воскресения в Кадашах. Часть II
Продолжение. ЧАСТЬ I здесь В книге великого собирателя русского слова и народной мудрости В.И. Даля «Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и прочего» можно встретить интересную пословицу: пришла правда не от Петра и Павла, а от Воскресения в Кадашах. Оказывается, в приходе Воскресенской церкви жил московский голова 1843-45 годов Андрей Петрович Шестов, который вошел в историю благодаря редкому для России качеству – он не воровал и другим не позволял. Вот как объясняет происхождение пословицы «Пришла правда не от Петра и Павла, а от Воскресения в Кадашах» писатель и этнограф С.М. Максимов в книге «Крылатые слова»: «Не замечал, да и не хотел слышать и видеть Шестов, что против него собирались враги и предпринимались воинственные походы. На городскую казну смотрел он купеческим оком и сторожил и умножал ее так, что когда к концу первого года стали ее считать, то вышло дивное дело, неслыханное событие: возросла казна до больших размеров от скоплений и сбережений и от умного хозяйства. Сам Шестов вошел в большую цену и славу, и имя его сделалось известным даже малым ребятам. И – шутка сказать! – перевернул из-за него наново московский люд старую, уже твердо устоявшуюся на ногах пословицу: «правда к Петру и Павлу ушла, а кривда по земле пошла». В начале XX века настоятелем храма был протоиерей Николай Смирнов, прозванный в народе Кадашевским. Отец Николай отличался исключительной энергией, никогда не уставал, всюду шел впереди, ни на минуту не ослабевая. Он обладал большими дарованиями: был превосходным певцом, чтецом, проповедником, вдохновенным совершителем бого¬служения, молитвенником, духовником, писателем, организатором, администратором и общественным деятелем. Он отличался безустанной и разнообразной деятельностью: организовал сестричество, которое ухаживало за больными и стариками, создал народный хор, открыл при храме лазарет для раненых во время Первой мировой войны. Епископ Арсений Жадановский вспоминал: «Кадашевский храм, как и другие храмы, мало посещался прихожанами и не был для них училищем благочестия. Тогда отец Николай решился на следующий радикальный поступок. «Если люди ленивы к слову Божию, я сам к ним пойду». И он пошел на Канаву, в прилегавшие к Кадашам трактиры, и там стал совершать вечерние богослужения. Это было смело и вызывало много разных толков в обществе, но отец Николай не убоялся, не смутился, утешаясь усердием новых своих духовных друзей, не любивших вдохновенное служение доброго батюшки в чайных и столовых, где потом открыли аудитории для нравственных чтений с показом световых картин». В конце 1934 года церковь была закрыта. В советское время здание занимали государственные учреждения, архив Комитета госбезопасности и даже спортивный клуб колбасной фабрики. После Великой Отечественной войны в храме проходили реставрационные работы под руководством уже упоминавшейся Галины Алферовой – знаменитого архитектора-реставратора. Специалисты постарались придать этому великолепному памятнику архитектуры облик XIX века. В 1964 году в восстановленном здании храма разместился Всероссийский художественно-научный реставрационный центр имени Грабаря. Учреждение, призванное сохранять памятники культуры, варварски отнеслось к церкви. В 1966 году в «Комсомольской правде» появилась статья известного художника П.Д. Корина, в которой он писал: «Есть в Москве Кадаши. Знаменитый красой своею собор XVII века. Сейчас Кадаши под угрозой. Нет необходимости, полагаю, в первом этаже собора устраивать цеха столярной мастерской. Химические процессы, вибрация, прокладка труб санитарных узлов могут оказаться губительными для здания, стоящего, по данным археологических исследований, на песке». До начала 1990-х годов храм и всю его территорию занимали промышленные предприятия. Вокруг церкви появились наскоро построенные складские помещения. Часть ограды и ворота были утеряны. Во дворе церкви остался только дом, принадлежавший священнику. В храме были сломаны металлические конструкции, поддерживающие перегородки, и до сих пор существует угроза обрушения здания. А ведь вплоть до начала 2000-х годов в храме работала химическая лаборатория с рентгеновским оборудованием. В 1992 году на собрании прихожан был заново образован приход церкви Воскресения. Настоятелем стал протоиерей Александр Салтыков – профессор церковного искусства, ратующий за восстановление архитектурного шедевра в Кадашах. Прихожане отчистили двор храма от промышленного мусора и отходов, но церковь по-прежнему занимал ВХНРЦ. Реставраторы не собирались возвращать ее верующим, несмотря на указ президента РФ Б.Н. Ельцина от 1993 года, согласно которому все храмы передавались Русской православной церкви. Сначала реставраторы предоставили общине один из приделов церкви, и перед службой прихожанам выдавались одноразовые пропуска на «режимный объект». После службы сотрудники ВХНРЦ использовали помещение, в котором проходила Божественная литургия, для своих рабочих нужд, курили прямо на месте, где некоторое время назад стоял престол. В 1996 году отцом Александром был освящен один из сараев, который стал церковью Святого Иова Почаевского. Возобновились службы, и мало-помалу налаживалась духовная жизнь прихода, ютившегося в каретном сарае. А по соседству в огромном храме реставраторы на паперти жарили шашлыки на мангале. Клир и община церкви не раз обращались во все инстанции, но практически безрезультатно. В течение восьми лет службы проходили в церкви Иова Почаевского, и только в 2004 году по распоряжению президента В.В. Путина храм был передан общине. Но этому предшествовали самостоятельные попытки прихожан вернуть церковь. 2 августа 2004 года верующие перекрыли путь работникам ВХНРЦ к храму, огородили его колючей проволокой и заперли ворота. Отец Александр совершил молебен об освобождении церкви Воскресения в Кадашах, были заново установлены иконы. Закон был на стороне прихожан, так как срок действия договора ВХНРЦ с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы истек еще в 2001 году. Открылась новая страница истории церкви Воскресения в Кадашах. Когда прихожане впервые вступили в освобожденный реставраторами верхний храм, они поразились творившемуся там хаосу: окурки, пустые бутылки, хлам и мусор валялись прямо в алтарной части. На месте престола стоял бильярдный стол. Пришлось приложить немало усилий, чтобы привести храм в порядок. Проблемы кадашевцев не закончились. По сообщению новостного портала lenta.ru: «Тучи над Кадашами сгустились еще в первой половине «нулевых», когда компания «Торгпродуктсервис» выступила с проектом строительства элитного жилого комплекса «Пять столиц». Инвесторы собирались построить пять домов высотой до шести этажей. Вместе с квартирами в Кадашах планировали строить развлекательный центр с рестораном, музыкальным салоном и зимним садом, а также спортивный комплекс с тренажерным залом, бассейном с лягушатником, сауной и спа-центром. Пять жилых домов должны были обступать церковь Воскресения и поглощали 300-летние палаты Оленевых». Полузаброшенные здания советского производственного комбината, находящиеся на территории церкви Воскресения в Кадашах, в 1990-х годах были приватизированы компанией «Торгпродуктсервис». Исторические здания возле храма (дом дьякона XIX века, палаты Оленевых XVIII века и др.) оказались под угрозой сноса. Благодаря самоотверженности жителей Кадашей, которые несколько раз баррикадировались в домах, незаконно предназначенных для сноса, и голыми руками сражались с дюжими сотрудниками ЧОПа, разрушение памятников архитектуры было остановлено. Вскоре прокуратура РФ запретила стройку и снос старинных зданий на территории Кадашевской слободы. Церковь Воскресения получила паспорт памятника архитектуры федерального значения, определяющий границы его территории и запрещающий на ней любое строительство. Эти события получили название «битва при Кадашах». В 2009 году обсуждение проекта строительства офисно-жилого центра возобновилось, так как по выводам экспертной комиссии здания, подлежащие сносу, не являются носителями историко-культурной ценности. Некоторые старинные сооружения уже безвозвратно утеряны. Защитники Кадашей полагают, что строительство жилого комплекса разрушит архитектурный ансамбль Замоскворечья и может повредить фундамент церкви Воскресения. Вопрос до сих пор остается открытым. Особенно яростно жителям Кадашей приходится отстаивать здание бывшей колбасной фабрики купца Н.Г. Григорьева, построенной в 1878 году за церковью Воскресения. В начале ХХ века фабрика Григорьева была крупнейшим колбасным предприятием Москвы – на ее долю приходилось почти половина всей выпускаемой продукции. Возможно, мы больше никогда не увидим этот памятник архитектуры XIX века. Недавно при церкви Воскресения открылся музей «Кадашевская слобода» — краеведческий музей Замоскворечья. Здесь представлена коллекция предметов церковного обихода, найденных во время ремонтных работ в 2000-х годах. Церковь Воскресения в Кадашах хранит многие святыни. Например, частицы мощей оптинских старцев, преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского, преподобного Иова Почаевского. Кроме того, в церкви имеется несколько особо почитаемых икон: образ святого царя-мученика Николая, написанный на кирпиче из разрушенного дома Ипатьева в Екатеринбурге, где завершился мученический путь царской семьи; Богоматерь Почаевская, Тихвинская икона Божией Матери – престольная икона храма. Жаль, что находившийся до революции 1917 года в Воскресенском храме почитаемый образ Божией Матери Кадашевской теперь хранится в Историческом музее. |
Ближайшие экскурсииДетская экскурсия «Загадки башен Московского Кремля» Продолжительность: 1,5-2 часа Гид: Денис Дроздов Дата: 14 СЕН в 14:30 |
Последние новостиВсе новости |
|||
Денис Дроздов рассказал о Замоскворечье и его обитателях зрителям «Москвы Доверие» Программа «Город без окраин: Замоскворечье» телеканала «Москва Доверие» с участием Дениса Дроздова 09 Сентябрь 2024 |
Клуб «Шагаю по Москве» информирует о повышении стоимости экскурсий в следующем месяце С сентября 2024 года цена экскурсий клуба «Шагаю по Москве» возрастет до 600 рублей с человека 16 Август 2024 |
Денис Дроздов написал статью в авторитетный журнал о нескольких зданиях Замоскворечья Денис Дроздов написал статью для «Московского журнала» о домах на Пятницкой улице, уцелевших в пожаре 1812 года 20 Июль 2024 |
Презентация нового путеводителя Дениса Дроздова в легендарном книжном магазине Денис Дроздов представит свою новую книгу «Пешеходные прогулки по центру Москвы» в магазине «Молодая гвардия» 02 Апрель 2023 |
Церковь Рождества Богородицы в Путинках Встречает всех входящих на улицу Малую Дмитровку красивейшая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках 30 Июль 2024 |
Царь-пушка В Кремле помимо многих орудий, боевой опыт которых доказан и неоспорим, на почетном постаменте выставлен гигант, предназначение которого до сих пор остается загадкой 30 Июнь 2024 |
Покушение на Брежнева в 1969 году Боровицкой башне Кремля более пятисот лет. В XVII веке башня была переименована в Предтеченскую, но название не прижилось 30 Май 2024 |
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (ул. Большая Ордынка, 20) не может не впечатлять и не радовать глаз москвичей 30 Апрель 2024 |
Последние фото- и видеоотчетыВсе фото- и видеоотчеты |
|||
|