Приходите к месту встречи

Москва в кино. «Москва слезам не верит». Часть I

Среди массовых картин советской эпохи «Москва слезам не верит» – одна из культовых. В фильме показана Москва двух эпох: 1950-х и конца 1970-х годов. Эту Москву я и попробую вам сегодня показать сквозь призму любимого многими фильма.

1. Начало фильма «Москва слезам не верит»

Фильм начинается со сцены, возращения Катерины в общежитие. Она узнала, что не поступила в институт и сильно этим опечалена. По сценарию Валентина Черных, который и лег в основу фильма, общежитие находилось на самой дальней окраине где-то в районе Ховрино. Кстати, район этот только в 1960 году был присоединен к Москве. В фильме нет указаний на место, где располагалась общага. Я слышала версию, что снимали общежитие где-то неподалеку от Мосфильма. Единственное, что возможно кому-то поможет, у входа в здание висит табличка «Рабочее общежитие № 15».

2. У входа в здание висит табличка «Рабочее общежитие № 15»

Следующая яркая сцена – героини Алентовой и Муравьевой совершают вечерний променад по улице Горького. Именно здесь нам пытаются показать приметы 1950-х годов. Витрины магазинов на улице Горького (Тверской), где «горкой» выложены баночки дефицитного краба и целый «тазик» черный икры. Сразу вспоминается: «Да мы черную икру ложками ели!» Да, кстати, на рекламу обратите внимание. Забавная: «Всем давно узнать пора бы, как вкусны и нежны крабы!» Тоже очень в духе 1950-х годов, подтверждение тому плакатик ниже.

3. Героини Алентовой и Муравьевой совершают вечерний променад по улице Горького 4. Советский рекламный плакат 1950-х годов

Еще одна сцена – А.А. Вознесенский читает стихи перед огромной толпой слушателей на площади Маяковского. Это тоже такой маркер времени. Поэтов в 1950-е годы боготворили... Рождественский, Евтушенко, Вознесенский, Окуджава....

5. А.А. Вознесенский читает стихи перед огромной толпой слушателей на площади Маяковского

Кстати, на съемках этого эпизода был забавный момент. Массовка была собрана, актеры загримированы, а непосредственно съемки никак не начинались и тогда по толпе поползла шутка: «Меньшов решает – какой ракурс снимать и думает: то ли тоннель закапывать, то ли «Современник» восстанавливать». И действительно, в 1958 году площадь выглядела несколько иначе: памятник Маяковскому был только-только установлен, тоннель начали прокладывать только в 1959 году, а перед «Пекином», на месте где теперь парковка, стояло небольшое двухэтажное здание, в котором в те годы располагался очень популярный «Современник».

6. Площадь Маяковского. Фотография 1955 года 7. Площадь Маяковского. Фотография 1959 года

Следущая сцена – парадное шествие актеров на Фестивале французских фильмов. В середине прошлого века подобные мероприятия действительно часто устраивались в Центральном Доме Киноактера на улице Воровского (ныне Поварской).

8. Фестивале французских фильмов

Здание было построена в 1930-е знаменитыми архитекторами-конструктивистами братьями Весниными как центр культуры политкаторжан. Актерской братии дом был передан только в 1946 году. А вот так это здание выглядит теперь.

9. А вот так это здание выглядит теперь

Еще одна знаковая сцена. В кадре мелькают деревянные домишки, которые, очевидно, идут под снос, чтобы на их месте выросло новое типовое жилье – хрущевки. Антонина и ее жених – строители. Они-то и строят «жилье эпохи», но если внимательно посмотреть на лестничную клетку, где стоит Николай, на планировку и площадь квартиры, где стоит Антонина, то можно усомниться, что это те самые хрущевки. Они больше похожи на панельки 1970-х годов, что логично, ибо снимали фильм именно тогда.

10. В кадре мелькают деревянные домишки 11. Хрущевки больше похожи на панельки 1970-х годов

Сцена знакомства Людмилы с Гуриным в московском метро на станции «Новослободская». Станция была открыта в 1952 году и по праву стала одной из жемчужин столичной подземки.

12. Сцена знакомства Людмилы с Гуриным в московском метро на станции «Новослободская»

Дальше герои садятся в вагон, поезд трогается, Людмила читает, Гурин за ней наблюдает. И тут мы вдруг видим, что следующей станцией после «Новослободской» оказывается «Охотный ряд». Этот киноляп, наверное, известен многим.

13. Следующей станцией после «Новослободской» оказывается «Охотный ряд»

Но все-таки почему Меньшову захотелось упомянуть в картине именно «Охотный ряд» я, кажется, поняла. Дело в том, что в конце 1970-х годов, когда и снимался фильм, станция называлась «Проспект Маркса». А в конце 1950-х годов, когда происходит действие фильма станция была в очередной раз переименована. А история наименований станции такова: 1935-1955 годы «Охотный ряд», 1955-1957 годы «Имени Л.М. Кагановича», 1957-1961 годы «Охотный ряд», 1961-1990 годы «Проспект Маркса», с 1990 года «Охотный ряд». Вот и получается, что всего лишь показав название станции режиссер лишний раз уточнил, что действие картины происходит в самом конце 1950-х годов. А вообще, конечно, любопытно, как под влиянием времени переименовывали станцию. Назвать станцию именем живого человека! Впрочем, неудивительно, ведь в 1955 году именно Каганович поддержал предложение Хрущева и Маленкова арестовать и устранить Берию. Еще раньше он активно поддержал все меры по пересмотру «дела врачей» и прекращению антисемитской кампании в стране. За заслуги перед отечеством, так сказать, получает именную станцию. В 1957 году Каганович попал в опалу, был объявлен членом «антипартийной группировки Молотова-Маленкова-Кагановича», снят со всех постов. В 1961 году три старинных улицы Москвы (Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд) были объединены в проспект Маркса. Чтобы укрепить в сознании горожан новое название, его сразу же получает и станция. В 1990 году отказались от идеалов коммунизма, появилась мода на возврат старых названий. Вот как не просто все получается.

А тем временем героиня Муравьевой, Людмила, продолжает искать московского мужа. «Я вот в научный зал Ленинской библиотеки пропуск достала» «Зачем?!» «Представляешь, какой там контингент? Академики, философы…» «Ну и что ты там будешь делать? Смотреть, как они читают?» «Много ты понимаешь! Там еще курилка есть…» Ну может пропуск Людмила достала и в научный зал, а вот читала она книги и делала вид, что пишет конспект в Первом читальном зале Ленинки. Интерьеры библиотеки в фильме отлично показаны.

14. Интерьеры Ленинской библиотеки в фильме отлично показаны

Московские высотки! Символ Москвы. Жить в такой квартире-мечта. Но и здесь не обошлось без кино-магии. Всем памятен диалог подруг в душе: «Меня родственники попросили за квартирой присмотреть» «А где они живут?» «На площади Восстания» «Это что, в высотном?!» И действительно нам показывают здание на площади Восстания, вход в квартиры расположен там же.

15. Высотное здание на площади Восстания 16. Высотное здание на площади Восстания 17. Вход в квартиры расположен там же

Дверь в подъезд открывается и по воле режиссера героини оказываются в совсем другой высотке – на Котельнической набережной.

18. По воле режиссера героини оказываются в совсем другой высотке – на Котельнической набережной

В подтверждение моих слов очень приметный барельеф над входом в лифты.

19. Очень приметный барельеф над входом в лифты

Кстати, именно здесь происходит удивительная метаморфоза с босоножками Людмилы: на улице на ней белые босоножки, а в помещении черные. Так что выходит, что самые примечательные события в жизни подруг произошли в высотке на Котельнической. Говорят, что большую часть интерьеров квартиры снимали там же. Так что фильм – уникальная возможность посмотреть на элитное советское жилье. Правда стоит отметить, что гулять с Чапой Катерина все-таки «ездила» на площадь Восстания.

20. Гулять с Чапой Катерина все-таки «ездила» на площадь Восстания

«Помоги найти врача» – тяжелая сцена объяснений и выяснений отношений между беременной Катей и Рудольфом произошла на Гоголевском бульваре вблизи станции метро «Кропоткинская». Рудольф Кате не помог. На Гоголевском они расстались. Вторая встреча произойдет здесь же через двадцать лет, когда Катерина запретит ему встречаться со взрослой дочерью. Местоположение легендарной скамеечки вычислить не сложно.

21. Местоположение легендарной скамеечки вычислить не сложно

Здесь на заднем плане дом №11 по Гоголевскому бульвару – доходный дом, построенный в 1912 году по проекту архитектора О.Г. Пиотровича.

22. Здесь на заднем плане дом №11 по Гоголевскому бульвару

На заднем плане здание с колоннами – Гоголевский бульвар, 10 стр. 1 – городская усадьба М.М. Нарышкина (дом Цурикова), сейчас один из адресов Московского музея современного искусства. Одна из финальных сцен первой серии фильма снималась на пороге 25-го родильного дома, что на улице Фотиевой. Любопытно, что этот роддом открылся именно в 1958 году! Правда, подозреваю, что по ходу развития событий фильма героиня рожала все-таки в 1959 году.

23. На пороге 25-го родильного дома

О Москве и москвичах конца 1970-х годов, показанных во второй серии фильма, я расскажу в следующий раз.

Татьяна Воронцова

Продолжение здесь


  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

Детская экскурсия «Загадки башен Московского Кремля»

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 20 ОКТ в 12:00

Данилов монастырь

Продолжительность: 2 часа

Гид: Станислав Архипов

Дата: 20 ОКТ в 13:00

Детская экскурсия «Многоликий Арбат»

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Екатерина Титова

Дата: 20 ОКТ в 14:00

Волшебный мир Замоскворечья

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 20 ОКТ в 15:00

Последние новости

Все новости

Наш экскурсовод Денис Дроздов написал статью в авторитетный журнал о древнем храме

Денис Дроздов написал статью для «Московского журнала», посвященную церкви Успения в Казачьей слободе

14 Октябрь 2019

Писатель Денис Дроздов стал гостем диггера Даниила Давыдова в его программе на «Своем радио»

Пятый выпуск авторской программы Даниила Давыдова «Тихой сапой» с участием Дениса Дроздова

30 Сентябрь 2019

Денис Дроздов поведал зрителям «России 1» о тайнах Юсуповского дворца в Харитоньевском переулке

Репортаж «Вести в 20:00», посвященный палатам Юсуповых, с участием нашего экскурсовода Дениса Дроздова

16 Сентябрь 2019

Даниил Давыдов в авторской радиопередаче побеседовал с диггером Михаилом Савкиным

Наш экскурсовод Даниил Давыдов записал четвертый выпуск передачи «Тихой сапой» на радиостанции «Свое радио»

09 Сентябрь 2019

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Старопанский переулок

Название переулка образовано от местности «старые паны» – здесь в XVI веке располагался Панский двор – представительство Польши в Москве

30 Сентябрь 2019

Церковь Знамения на Шереметевом дворе.Часть II

Во время пожара 1812 года церковь Знамения была сожжена. Храм находился в запустении и оставался необновленным до 1847 года

15 Сентябрь 2019

Церковь Знамения на Шереметевом дворе. Часть I

Первая церковь по соседству с Романовым двором была построена в 1613 году и имела топонимическое уточнение «у Старого государева двора»

30 Август 2019

Доходный дом Бургардта-Гвоздецкого на Арбате

История доходного дома Осипа Бургардт-Гвоздецкого с давних пор связаны с интереснейшими событиями культурной жизни города

15 Август 2019

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты