Приходите к месту встречи

Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе

Я меж Остоженкою и Арбатом вырос,
И помню в смутном, детском полусне
Приходский храм, и полный певчих клирос,
Иконостас, сияющий в огне.
С.М. Соловьев

Гагаринский переулок известен с конца XVI века. В книге «Из истории московских улиц» П.В. Сытина сказано: «Гагаринский переулок, называвшийся в XVII–XVIII веках Староконюшенной улицей, переименован был в XIX веке по фамилии основного владельца нескольких дворов в переулке стольника князя Б.И. Гагарина и его наследников. При Иване Грозном переулок, как и вся окружавшая его местность, находился «в опричнине»: в нем стояли дворы опричников вперемежку с дворами дворцовых слобод. В XVII веке переулок находился в центре Большой Конюшенной слободы (старой), а в конце его стояли дворы служащих Остоженного конюшенного двора и стрельцов приказа (полка) Левшина. Дворы переулка находились в приходах четырех церквей, стоявших вблизи него. Сохранились описи прихожан, по которым можно судить о социальном составе владельцев дворов. Во второй половине XVIII века и в первой половине XIX века Гагаринский переулок был центром Староконюшенной слободы, в которой проживали самые родовитые, хоть и не самые богатые московские дворяне».

1. Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе. Современная фоторгафия

Церковь священномученика Власия (Гагаринский пер., 20) стоит на углу с Большим Власьевским переулком, получившим свое название как раз по этому храму. По мнению исследователей, церковь стояла здесь с XVI века – со времен Ивана Грозного. В одном старинном документе 1625 года она значилась как церковь священномученика Власия, «что на Козьем болоте». Может быть, это просто ошибка, ведь Козье болото располагалось в районе современных Патриарших прудов. Козьим оно называлось от находившейся поблизости одноименной слободы, жители которой поставляли шерсть к царскому и патриаршему дворам. Возможно, называлась так церковь по приделу, перенесенному из упраздненного храма на Козьем болоте в Патриаршей слободе. Хотя кто знает, сколько было в древней Москве Козьих болот! Церковь в Гагаринском переулке уникальна уже тем, что она единственная в столице, освященная в честь священномученика Власия.

2. Угол Гагаринского и Большого Власьевского переулков. Фотография 1910-х годов

Димитрий Ростовский в житии святого Власия пишет о нем: «В те древние времена, когда нечестивые служили идолам и многие люди поклонялись созданию и делу своих собственных рук, тогда просияла и вера многих святых, и в числе их процвело благочестие святого славного мученика Власия. Этот святой, удаляясь от всякого злого дела, всю жизнь свою прожил кротко и праведно, богоугодно и беспорочно. Его сограждане – жители города Севастии, находившегося в Каппадокии, – люди благочестивые, желали, чтобы Власий был поставлен у них епископом, и желание их было исполнено. Новый пастырь ревностно пас стадо Христово в то время, когда на Церковь Христову были воздвигаемы частые гонения, и многие, претерпев страдальческие подвиги, удостаивались венца мученического».

3. Священномученик Власий. Икона XVII века

Власий жил на рубеже III и IV веков в царствование римских императоров Диоклитиана и Ликиния – жестоких гонителей христиан. Из-за гонений Власию пришлось удалиться на гору Аргеос. Местный правитель Агриколай повелел схватить его и других скрывавшихся на горе христиан. Но произошло чудо, и слуги правителя нашли лишь епископа Севастийского. Воины схватили Власия, но он с радостью пошел с ними, сказав, что ночью Господь трижды призвал его словами: «Встань и принеси Мне жертву, как подобает тебе по твоему званию епископа». Власия подвергли жестокому избиению: Агриколай пытался сломать его веру и обратить в язычество. Он приказал вести епископа к озеру и бросить его в воду. Власий осенил озеро крестным знамением, и пошел по воде, как по суху. Он спросил стоявших на берегу язычников, могут ли они пойти к нему, призвав в помощь своих богов. На это дерзнули шестьдесят восемь приближенных правителя, но все они утонули. Агриколай был в ярости и приказал обезглавить Власия. Перед казнью святой помолился Богу о прощении своих и людских грехов. У гроба святого происходили исцеления верующих.

4. Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе. Современная фоторгафия

На Руси священномученика Власия любили особо. Этнограф С.В. Максимов пишет: «При распределении даров благодати между святыми угодниками христианской церкви значительная доля ее досталась святому великомученику Власию. Ему поручено было покровительство и защита всего живого, служащего в помощь и пригодного на потребу человека, еще с тех первоначальных времен, когда на простом созвучии имен (Власий приравнивался языческому Велесу) можно было укрепить веру доверчивых и успокоить подозрения сомневающихся. На севере, в среде более раннего заселения страны, с примечательной последовательностью и в явной неприкосновенности, сберегались на окраинах всех древних лесных городов храмы во имя священномученика Власия, намеренно строившиеся некогда на главных городских выгонах (в Вологде, Костроме и других). Там же, где Власьевские церкви вошли в срединную черту городов (как в Москве, Ярославле и прочих), они служат мерилом и показателем постепенного роста городского населения».

5. Святой Власий благославляет животных. Фрагмент иконы XV века

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Конюшенная слобода находилась в приходе Власьевской церкви. В слободе жили конюхи, каретники и кучера – люди, обслуживавшие царский выезд. Государь нередко совершал поездки на богомолье в отдаленные монастыри и города. Самый дальний богомольный выезд – Троице-Сергиев монастырь. Также государь со свитой ездил в свои загородные дворцы. Торжественные выезды царя были обязательной частью многих праздников и придворных церемоний и совершались с особой торжественностью и пышностью. В XVI–XVII веках парадному конскому убранству, царскому выезду, встречам иностранных послов придавалось большое политическое значение. Чем богаче был выезд, тем могущественнее выглядело государство в глазах иностранных послов. Для царского выезда в Москве держали около трех тысяч лошадей.

6. Васнецов В.М. Выезд царя Алексея Михайловича на охоту. 1898 год

Конюшенная слобода была белой, и многие государевы конюхи даже получали небольшие поместья. В конце XVII века на Девичьем поле появилась Новая Конюшенная слобода, а слобода возле Арбата стала называться Старой Конюшенной. Отсюда и название Власьевской церкви – «в Старой Конюшенной слободе». Среди ямщиков, извозчиков и конюхов этот храм почитался особенно. На храмовый праздник, в день памяти священномученика Власия они приводили своих «принаряженных» лошадей, празднично украшенных лентами и цветами, вплетенными в расчесанные гривы. Лошадей трижды обводили вокруг храма и после молебна окропляли святой водой. Святой Власий в Москве почитался покровителем домашнего скота, животных и лошадей не меньше, чем Флор и Лавр.

7. Власий Севастийский, Флор и Лавр Иллирийский. Икона XVIII века

Первые документальные сведения о каменном храме относятся к 1644 году, когда выдали благословенную грамоту на освящение четырех престолов: главного Преображения Господня и трех придельных – Власьевского, Казанского и Никольского. Недавними исследованиями установлено, что каменная церковь на этом месте была еще раньше – в начале XVII века. В течение указанного столетия храм Власия неоднократно перестраивался с частичным сохранением каждой предыдущей постройки. В середине XVII века появилась первая трапезная, а в конце произошла серьезная переделка всего храма с изменением декора фасадов и завершения в духе московского барокко. Именно тогда на южном фасаде появились характерные колончатые обрамления окон и дверного проема с фигурными гребнями, а на боковых фасадах – небольшие восьмигранные окна второго света. Венчал древний четверик богатый резной карниз с поясом-фризом ложных кокошников над ним. Над четырехскатной крышей вытянулся глухой барабан с полуколоннами на ребрах и граненой головой. Изначально Власьевская церковь имела трехчастный алтарь.

8. Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе. Современная фоторгафия

В 1735 году Никольский придел, находившийся на правой стороне трапезной, сломали, а на его месте через двадцать лет устроили придел Иоанна Воина, который впоследствии также был упразднен. В конце XVIII века у церкви священномученика Власия появилась колокольня. Храм сильно пострадал в московском пожаре 1812 года. В результате перестройки трехчастную апсиду заменили полукруглой со скромным декором стен в виде ленточного руста. Церковь была заново освящена лишь через три года после изгнания Наполеона из Москвы. В 1868–1872 годах на средства богатейших купцов Куманиных вместо старой трапезной выстроили новую таким образом, что четверик колокольни оказался закрытым со всех сторон стенами трапезной. Основание колокольни было украшено на западном фасаде строгим белокаменным пилястровым портиком. От первоначального ее декора сохранились гладкие угловые лопатки и фигурные накладные панели, размещенные по сторонам широких арочных проемов. В трапезной освятили два придела – Казанский и Власьевский. Куманины оплатили также покупку осеребренных царских врат и нового иконостаса по рисунку архитектора А.С. Каминскомого.

9. Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе. Фотография 1880-х годов

В первой половине XIX века в приходе церкви священномученика Власия на углу Сивцева Вражка и Малого Власьевского переулка жила княгиня Екатерина Семеновна Гагарина. До замужества она была известной актрисой и носила фамилию Семенова. В статье «Мои замечания о русском театре» А.С. Пушкин посвятил Семеновой восторженные строки: «Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой – и, может быть, только об ней. Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою. Семенова никогда не имела подлинника. Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений, орган чистый, ровный, приятный и часто порывы истинного вдохновенья – все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано. Она украсила несовершенные творения несчастного Озерова и сотворила роль Антигоны и Моины; она одушевила измеренные строки Лобанова; в ее устах понравились нам славянские стихи Катенина, полные силы и огня, но отверженные вкусом и гармонией» . Пушкин в период своего увлечения театром был горячим поклонником Семеновой. Поэт воспел актрису в «Евгении Онегине»:

Там Озеров невольны дани Народных слез, рукоплесканий С младой Семеновой делил…

10. Брюллов К.П. Портрет актрисы Екатерины Семеновой. 1836 год

Ее мать была крепостной крестьянкой, отец – учителем кадетского корпуса Жданова. Екатерина Семеновна училась в театральном училище под руководством известного актера и педагога И.А. Дмитревского. Она была необыкновенно красива. Черты лица ее поражали классической правильностью, профиль, по словам современников, напоминал древние камеи, гибкий контральтовый голос поддавался самым разнообразным модуляциям. В театре Семенова играла роли первых любовниц. Самой важной природной силой таланта была способность до самозабвения отдаваться чувству, составляющему основу роли. В 1826 году Екатерина Семеновна вышла замуж за сенатора князя И.А. Гагарина и с тех пор лишь изредка выступала в любительских спектаклях.

11. Кипренский О.А. Портрет князя И.А. Гагарина 1810-е годы

После Октябрьской революции Власьевский храм закрыли не сразу. В 1921 году здесь приключилась история, ставшая одной из городских легенд. Осенью по приглашению А.В. Луначарского в Россию приехала американская балерина А. Дункан. Она познакомилась с поэтом С.А. Есениным. Секретарь и переводчик Дункан И.И. Шнейдер, который в течение трех лет сопровождал балерину, в книге «Встречи с Есениным» вспоминал о случившемся: «Пролетка тихо протарахтела по Садовым, уже освещенным первыми лучами солнца, потом, за Смоленским, свернула и выехала не к Староконюшенному и не к Мертвому переулку, выходящему на Пречистенку, а очутилась около большой церкви, окруженной булыжной мостовой… Но в то первое утро ни Айседора, ни Есенин не обращали никакого внимания на то, что мы уже в который раз объезжаем церковь. Дремлющий извозчик тоже не замечал этого. «Эй, отец! – тронул я его за плечо. – Ты, что, венчаешь нас, что ли? Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз едешь». Есенин встрепенулся и, узнав в чем дело, радостно рассмеялся. «Повенчал!» – раскачивался он в хохоте, ударяя себя по коленям и поглядывая смеющимися глазами на Айседору. Она захотела узнать, что произошло, и, когда я объяснил, со счастливой улыбкой протянула: «Mariage...»

12. Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фотогарфия 1920-х годов

В этой городской легенде связываются воедино два соседних храма – Успения на Могильцах и священномученика Власия. С точки зрения положения больше подходит Успенская церковь, которую можно объехать вокруг. Однако лошадь, лишившаяся контроля задремавшего извозчика, могла вспомнить Власьевский храм, к которому ее приводили каждый год для проведения обряда, и приехать к нему. Самое поразительное в этой истории то, что уже следующей весной Есенин и Дункан действительно поженились. В 1926 году в правой пристройке Власьевской церкви устроили предел во имя Серафима Саровского, перенесенный сюда из ликвидированной домовой церкви Серафимовского комитета Красного Креста на Сивцевом Вражке. В 1934 году церковь закрыли и обезглавили. В здании разместились школьные мастерские. К 1960-м годам храм сильно обветшал. Крыша колокольни была покрыта толем, ограда снесена. Возле церкви построили деревянные сараи. В 1976 году началась реставрация храма священномученика Власия. Восстановительные работы должны были завершиться в 1980 году, однако затянулись на долгие годы.

13. Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе. Фотография 1970-х годов

В альманахе «Памятники отечества» в 1982 году вышла заметка о реставрации Власьевского храма: «Церковь и примыкающий к ней небольшой двухэтажный домик были старым московским приходом, обозначенным XVIII веком, что само по себе относило их в разряд памятников. Более того, в 30-е годы при обследовании строений выяснилось, что в церкви сохранились фрагменты постройки XVI века. До некоторых пор памятник не привлекал внимание арендаторов. Может быть, поэтому единый ансамбль расчленили, отдав дом Художественному фонду РСФСР, а церковь – Росконцерту. Весной 1981 года у церкви наконец появился прямой хозяин – Русский народный оркестр «Боян». В воскресные дни участники оркестра помогали реставраторам. У оркестра есть план открыть в отремонтированном храме Дом народной музыки, выдвинутый его руководителем заслуженным артистом РСФСР А.И. Полетаевым».

14. Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе. Фотография 1990-х годов

В 1992 году церковь священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе была возвращена верующим, но службы возобновились только в 1997 году. В течение нескольких лет проводились реставрационные работы. Приходу храма под дом причта было передано в безвозмездное пользование строение в Гагаринском переулке. Церковь ведет просветительскую и общественную деятельность. Составленный из разновременных объемов Власьевский храм, тем не менее, представляет композицию, традиционную для допетровской эпохи. Особенно интересны восьмигранные окна, богатые карнизы с мотивом «пилы», а также типичные наличники «московского барокко». В интерьере имеются фрагменты росписей XVII века, а также некоторые архитектурные детали более ранних строительных периодов – например, следы прежнего трехчастного алтаря.

15. Иконостас церкви Власия в Старой Конюшенной слободе. Современная фоторгафия

Власьевская церковь в Старой Конюшенной слободе – место необычное. Д.Л. Андреев – писатель, сын знаменитого Л.Н. Андреева – на страницах книги «Роза мира» вспоминает: «В ноябре 1933 года я случайно – именно совершенно случайно – зашел в одну церковку во Власьевском переулке. Там застал я акафист преподобному Серафиму Саровскому. Едва я открыл входную дверь, прямо в душу мне хлынула теплая волна нисходящего хорового напева. Мною овладело состояние, о котором мне чрезвычайно трудно говорить, да еще в таком протокольном стиле. Непреодолимая сила заставила меня стать на колени, хотя участвовать в коленопреклонениях я раньше не любил: душевная незрелость побуждала меня раньше подозревать, что в этом движении заключено нечто рабское. Но теперь коленопреклонения оказалось недостаточно. И когда мои руки легли на ветхий, тысячами ног истоптанный коврик, распахнулась какая-то тайная дверь души, и слезы ни с чем не сравнимого блаженного восторга хлынули неудержимо». Только в московских церквях можно испытать подобные ощущения!

16. Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе. Фотография 1930-х годов
Денис Дроздов
  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

Последние новости

Все новости

Татьяна Воронцова рассказала зрителям «Москвы 24» о известном советском фильме

Наш экскурсовод Татьяна Воронцова снялась в передаче «Тайны кино»: «Испытательный срок» телеканала «Москва 24»

18 Май 2020

Даниил Давыдов снялся в популярной программе Татьяны Устиновой телеканала «ТВ Центр»

Наш экскурсовод Даниил Давыдов стал героем передачи «Мой герой» телеканала «ТВ Центр»

24 Февраль 2020

Денис Дроздов написал статью в авторитетный журнал об исторических зданиях Полянки

Статья нашего экскурсовода Дениса Дроздова в «Московском журнале», посвященная домам в начале Полянки

27 Январь 2020

Диггер Даниил Давыдов и писатель Денис Дроздов погуляли по Кадашам и сняли ролик

Видеоролик на Ютуб-канале Даниила Давыдова с участием нашего экскурсовода Дениса Дроздова

09 Декабрь 2019

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Москва в кино. «Напарник» («Приключения Шурика»)

Съемки проходили сразу в трех местах: московском районе Свиблово, в Одессе и на Мосфильме (все сцены внутри строящегося дома)

15 Май 2020

Дом Перцовой. Часть II

Согласно плану 1935 года все здания, прилегавшие к храму Христа Спасителя, подлежали сносу. Но нет – видимо, Сочиняющий Сказки сильнее составляющих планы

30 Апрель 2020

Дом Перцовой. Часть I

Весной, пока листва не скроет от глаз фасады этого удивительного дома, от него глаз оторвать невозможно. Он считается одним из самых ярких образцов неорусского стиля

15 Апрель 2020

Лазаревский институт в Армянском переулке

Армянский переулок появился в начале XVI века, когда для застройки был вырублен густой лес. Этот небольшой переулок имеет богатую историю

30 Март 2020

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты