Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Большая Ордынка, 20) не может не впечатлять и не радовать глаз. На месте теперешнего храма еще в первой половине XVI века существовала деревянная церковь Преподобного Варлаама Хутынского, что в «Ордынцах» или «на Варламовской улице» (одно из названий Большой Ордынки). Строительство церкви связано либо с походом Василия III на Казань (святой Варлаам был одним из покровителей воинства), либо с новгородскими переселенцами, поставившими храм в честь своего святого. Первое летописное упоминание относится к 1571 году. И.Г. Гурьянов в книге «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского» пишет следующее: «Настоящая церковь сего храма есть Преображения Господня, построенная вдовою Авдотьею Акинфиевою в 1683 году. При ней приделы: 1. Варлаама Хутынского; 2. Всех скорбящих Радости. По сему последнему приделу именуется и церковь, которая хотя не примечательна ни по архитектуре, ни по богатству внутреннего благолепия, но заслуживает внимания верующего. Здесь находится Чудотворный Образ Богородицы, к коему стекается множество молельщиков». Первое каменное здание представляло собой пятиглавый четверик с трапезной и шатровой колокольней. В 1688 году произошло чудесное исцеление от иконы «Всех скорбящих Радость» сестры патриарха Иоакима Евфимии Папиной, в течение долгого времени страдавшей от раны в боку. По легенде, Евфимия услышала голос самой Царицы Небесной, призывающей ее найти спасение в храме Преображения. По другой версии, патриарх Иоаким увидел во сне образ Богородицы, сказавшей ему, как вылечить сестру. Ефимия получила исцеление, как только помолилась перед иконой Богородицы в Преображенской церкви. После этого икона являла множество других чудесных исцелений, и на Большую Ордынку со всех концов Москвы устремились толпы страждущих. В народе ее стали называть «Патриаршим образом», а сам храм – Скорбященским. Но до сих пор точно неизвестно, как икона попала в церковь. Есть мнение, что автором первого образа является придворный живописец И.А. Безмин. В начале XVIII века в честь иконы был освящен престол, который переделали в 1770 году на частные пожертвования. В конце XVIII века на средства купца А.И. Долгова, дом которого располагался прямо напротив храма, к церкви были пристроены трапезная и приделы Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Проект реализовал прославленный архитектор В.И. Баженов. Церковь приобрела черты классицизма: стены трапезной украсились четырехколонными ионическими портиками и выразительными рисунками оконных решеток в виде кругов и овалов. «Баженов выстроил обширную, незатесненную, лишь с двумя внутренними столбами трапезную и многоярусную колокольню», – замечает М.А. Ильин в путеводителе «Москва». Трапезная и колокольня были пристроены к храму 1683 го¬да по осевой схеме. Эксперимент с подобного рода трапезной пришелся по душе московским архитекторам, которые не раз применяли этот тип впоследствии. Колокольня Баженова – настоящая жемчужина архитектуры XVIII века. Линии ее мягко и плавно движутся вверх, а пилястры и коринфские колонны немного отягощают строение, что создает эффект зависания над землей. Этому способствуют и слегка уменьшающиеся по диаметру ярусы. Балюстрада колокольни придает ей большую выразительность. Колокольня находится немного в глубине квартала, но ее очертания видны с самых дальних точек Замоскворечья. Внутри церковь состояла из четырех самостоятельных частей – трапезной, центральной части и двух боковых приделов с апсидами. В 1788 году был изготовлен иконостас, иконы для которого написал саровский иеромонах Вонифатий. Придел иконы «Всех скорбящих Радость» был освящен митрополитом Платоном (Левшиным). В начале XIX века иконостас был заменен на новый. Во время пожара 1812 года храм сильно пострадал. В 1834-1836 годах восточная часть храма (Преображенская) была перестроена на средства местных жителей Куманиных и Долговых по проекту архитектора О.И. Бове – мастера московского ампира, строителя Триумфальных ворот. Бове сделал основной объем церкви ротондой с повышенным куполом, полукруглыми окнами, изысканным ионическим портиком и лепным фризом, окаймляющим ротонду по всему периметру. Золотисто-охровая ротонда с белыми колоннами поражает своей парадной помпезностью, которая подчеркивается укрупненными обрамлениями окон. Декоративное украшение оконных проемов повторяет орнамент фриза. Полусферу массивного, опирающегося на целых двенадцать внутренних колонн купола с окнами, направленными на четыре стороны света, венчает цилиндрический барабан. Нужно отдать должное Бове, который бережно сохранил все уцелевшие элементы баженовской постройки и сделал все, чтобы ампирные украшения ротонды гармонично сочетались с более строгими и мягкими трапезной и колокольней Баженова. Бове подхватил мотивы ионического стиля, заданного Баженовым, что определило единство построенных в разное время частей. В 1863 году профессором Московской духовной академии П.С. Казанским был написан особый акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Всех скорбящих Радость». В 1904 году стены храма были отделаны мрамором и украшены фигурными рельефными украшениями, обновлена роспись и отреставрированы иконы и ризы. Немалую сумму на это потратил ктитор храма купец первой гильдии Федор Васильевич Шемшурин. Великолепный пол в храме выполнен из чугунных плит с орнаментом по эскизам Бове. Колонны арки над иконостасом стилизованы под внутренние и внешние ионические колонны храма, что создает гармонию интерьера и экстерьера. Рядом с храмом сохранилась уникальная чугунная ограда начала XIX века. В 1919 году настоятелем в храм иконы «Всех скорбящих Радость» был назначен Константин Павлович Любомудров. В 1932 году за проповеди и молитвы об увозимых в Сибирь православных отец Константин был арестован. В 1935 году его освободили, но запретили находиться в Москве. По просьбам своих духовных чад он часто приезжал в Москву, совершая требы в домах. В 1937 году отец Константин был вновь арестован по доносу какого-то священника и расстрелян 17 ноября. В 2005 году Русская православная церковь канонизировала его в лике священномученика. Отец Константин является одним из небесных покровителей Скорбященской церкви. В 1922 году в результате реквизиции церковных ценностей из храма были изъяты украшения и утварь (более 4 пудов золота и серебра). В начале 1930-х с храма были сняты колокола, а в 1933 году он был закрыт. В годы Великой Отечественной войны в нем помещался запасник Третьяковской галереи, работники которой рисковали своей жизнью, чтобы сохранить древний интерьер церкви. Судьбу Скорбященского храма, в сравнении с судьбами многих других московских церквей, взорванных или закрытых на долгое время, можно назвать удачной. В 1948 году после восстановления патриаршества он был заново освящен. Настоятелем стал отец Михаил Зернов – будущий архиепископ Киприан. Хор церкви под управлением композитора Н.М. Матвеева приходила послушать вся Москва. В свое время записи хора даже были выпущены на грампластинках Московской патриархии. В 1937 году в доме № 17 по Лаврушинскому переулку недалеко от Скорбященской церкви поселились писатели, среди которых были махровые номенклатурщики. Например, Осаф Литовский – прообраз критика Латунского из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1961 году они потребовали снять колокола, звон которых мешал спать и трудиться. Пришлось во второй раз снимать колокола. Бывала в этом доме и А.А. Ахматова, которая посещала богослужения в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Из всех московских храмов Скорбященский был для Анны Андреевны самым любимым. По воспоминаниям Н.Я. Мандельштам, Ахматова часто приходила в церковный садик возле церкви, чтобы погулять или поговорить без лишних свидетелей. Еще в 1907 году будущий муж Ахматовой Н.С. Гумилев подарил своей возлюбленной маленькую иконку Божией Матери «Всех скорбящих Радость», с которой поэтесса никогда не расставалась и всегда вешала у изголовья кровати. Анна Андреевна говорила, что вся ее жизнь прошла под покровом Богоматери: Снова мне в прохладной горнице После Великой Отечественной войны в храме проходили реставрационные работы, в результате которых была уничтожена часть росписей и сломана стеклянная перегородка между трапезной и ротондой, возведенная когда-то по рисунку Бове. В 1974 году проводилась еще одна реставрация, которую можно считать удачной, потому что храму были возвращены все недостающие элементы декора и отделки. В храме находится несколько древних икон XVIII – начала XX века: Казанская икона Божией Матери, святого мученика Лонгина Сотника, святителя Николая, преподобного Варлаама, Хутынского чудотворца. Святыней церкви является ковчежец с частицами мощей Иоанна Крестителя, праведных Иоакима и Анны, святых апостолов Петра и Павла. Есть в этом ковчежце и частица мощей священномученика Дионисия Ареопагита, переданная послом Мальтийского ордена. В 2009 году началось возрождение некогда знаменитого на всю Россию Московского синодального хора. Регент хора Алексей Пузаков работал когда-то под началом того самого Н.М. Матвеева, при котором хор церкви был лучшим в Москве. Проделанная работа дала результат, и Скорбященская церковь может по праву гордиться своим хором. При храме действуют воскресная школа, катехизационные курсы, обще-ственно-благотворительный фонд «Старый Свет» и молодежный клуб. Сегодня храм иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» является одним из самых любимых и почитаемым москвичами храмов. Необычный для Москвы по своей архитектуре, он всегда вызывал неоднозначные суждения. Многие обвиняли Бове в излишнем подражании Западу. Да и внутреннее убранство церкви вызывало у православных людей немало вопросов. Известно, что стены храма были украшены огромными панно, написанными в западноевропейском стиле. Теперь эти необычные полотна вместо росписей стен воспринимаются изюминкой Скорбященской церкви. Большинство панно сохранилось с XIX века, их лишь немного обновляли в начале XX века и реставрировали в 1940-х годах. С одной из картин, висевших когда-то в церкви, связана интересная история. Речь идет о работе художника круга Яна Мостарта «Се человек», подаренной храму жившими по соседству купцами Куманиными. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим», – говорится в Евангелии от Иоанна. На картине изображен Христос в венце, которого ведет на казнь жестокий палач. За спиной Иисуса – Пилат в перчатках на омытых руках, шепчущий ему на ухо «Распни!» первосвященник и глашатай, трубящий о неумолимости приговора. Судьба предопределена. На печальном лице Христа запечатлено тяжкое ожидание скорой казни. Бессердечный оскал палача контрастирует с мужественно переносимой скорбью Иисуса. Человеческие фигуры изображены в натуральную величину, что усиливает реализм происходящего и вовлеченность в него зрителя. Картина в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду. Не случайно она висела прямо посередине между лаконичной трапезной Баженова и грандиозной ротондой Бове. Сначала взгляд входившего в храм блуждал в торжественном пространстве ротонды, но потом сосредотачивался на картине. Возле нее всегда горели свечи, потому что наблюдать необычное для русского глаза явление люди приходили и днем, и вечером. В одном из очерков XIX века, посвященных Скорбященской церкви, можно прочитать: «Редко не видно толпы народа перед картиною, изображающей Спасителя перед судом Пилата. Какая необыкновенная живость! Как много говорит одна слеза, текущая из очей Спасителя! Эта картина – работа знаменитого Альбрехта Дюрера». Раньше считалось, что полотно кисти Дюрера, и лишь в 1920-х годах, после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, была установлена истина. Для русской церкви это уникальный случай – чтобы картина западного художника висела в храме, да еще и почи¬талась как икона. Оказывается, Ф.М. Достоевский тоже видел эту картину в Скорбященском храме. Когда в самом начале романа «Идиот» князь Мышкин просит Аделаиду Епанчину нарисовать лицо приговоренного за минуту до удара гильотины, в то время как он еще стоит на эшафоте, она удивляется: «Странный будет сюжет, и какая же тут картина». И тогда, увлекаясь каким-то воспоминанием, князь с жаром описывает предполагаемую картину: «Это ровно за минуту до смерти, тот самый момент, когда он поднялся на лесенку и только что ступил на эшафот… Впрочем, ведь как это рассказать! Мне ужасно бы, ужасно бы хотелось, чтобы вы или кто-нибудь это нарисовал! Лучше бы, если бы вы! Я тогда же подумал, что картина будет полезная… Нарисуйте эшафот так, чтобы видна была ясно и близко одна только последняя ступень; преступник ступил на нее: голова, лицо бледное как бумага, священник протягивает крест, тот с жадностию протягивает свои синие губы, и глядит, и – все знает. Крест и голова – вот картина, лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу, – все это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара… Вот какая картина». Уж очень похожи полотно из Скорбященской церкви и описанная князем Мышкиным картина: те же пять фигур, те же глаза и головы. Из музея в Базеле в дом Парфена Рогожина Достоевский «повесил» «Мертвого Христа» Гольбейна-младшего («Я в Базеле недавно одну такую картину видел. Мне очень хочется вам рассказать. Я когда-нибудь расскажу – очень меня поразила», – говорит Епанчиным князь Мышкин). А для картины из Скорбященской церкви реального места не нашлось – и она ожила в описаниях князя. Вход в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» находится, как это и положено по канонам, в западной части. Вошедший оказывается в трапезной Баженова, а затем попадает в ротонду Бове и видит композиционное единство разновременных частей. Все во внутреннем пространстве ротонды создает особенную торжественность: иконостас, похожий на триумфальную арку, двенадцать колонн из белого мрамора, опоясывающих нижний цилиндрический ярус, массивный чугунный пол, множество маленьких и четыре полуциркульных окна. В летние дни, когда на улице жарко, открыты еще два входа, находящиеся между колоннами ротонды. Скорбященская церковь является одной из самых богато украшенных в Замоскворечье. Особенный золотисто-охровый цвет делает ее яркой архитектурной доминантой Замоскворечья. Несмотря на некоторую светскость архитектуры и интерьеров, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» отражает самобытность русского человека, его независимость и свободу идей. К иконе «Всех скорбящих Радость», расположенной в левом приделе, всегда большая очередь из желающих поклониться образу. Рядом с иконой высокий массивный подсвечник с тонким литьем и фигурами святых. Чтобы поставить свечку Богоматери, приходится забираться на деревянную лестницу. Похожий подсвечник стоит и возле иконы преподобного Варлаама, Хутынского чудотворца. В начале XX века русская поэтесса Е.И. Дмитриева, более известная под псевдонимом Черубина де Габриак, посвятила иконе строки, характеризующие народную любовь к этому образу Богоматери-заступницы: Я знаю, что надо,
Денис Дроздов
|
Ближайшие экскурсииДетская экскурсия «Тайны кремлевских башен» Продолжительность: 1,5-2 часа Гид: Екатерина Титова Дата: 23 НОЯ в 14:00 В лабиринтах пречистенских переулков Продолжительность: 2 часа Гид: Виктор Сутормин Дата: 24 НОЯ в 14:00 |
Последние новостиВсе новости |
|||
Денис Дроздов рассказал о Замоскворечье и его обитателях зрителям «Москвы Доверие» Программа «Город без окраин: Замоскворечье» телеканала «Москва Доверие» с участием Дениса Дроздова 09 Сентябрь 2024 |
Клуб «Шагаю по Москве» информирует о повышении стоимости экскурсий в следующем месяце С сентября 2024 года цена экскурсий клуба «Шагаю по Москве» возрастет до 600 рублей с человека 16 Август 2024 |
Денис Дроздов написал статью в авторитетный журнал о нескольких зданиях Замоскворечья Денис Дроздов написал статью для «Московского журнала» о домах на Пятницкой улице, уцелевших в пожаре 1812 года 20 Июль 2024 |
Презентация нового путеводителя Дениса Дроздова в легендарном книжном магазине Денис Дроздов представит свою новую книгу «Пешеходные прогулки по центру Москвы» в магазине «Молодая гвардия» 02 Апрель 2023 |
Доходный дом Титова на Арбате В 1904 году. предприниматель Андрей Титов заказал архитектору Николаю Боборыкину возвести многоквартирный доходный дом 30 Сентябрь 2024 |
Пашков дом Стоящий на Ваганьковском холме дом Пашкова – один из символов Москвы. Принято считать, что здание построено по проекту Василия Баженова, хотя вообще с домом не все просто 30 Август 2024 |
Церковь Рождества Богородицы в Путинках Встречает всех входящих на улицу Малую Дмитровку красивейшая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках 30 Июль 2024 |
Царь-пушка В Кремле помимо многих орудий, боевой опыт которых доказан и неоспорим, на почетном постаменте выставлен гигант, предназначение которого до сих пор остается загадкой 30 Июнь 2024 |
Последние фото- и видеоотчетыВсе фото- и видеоотчеты |
|||
|