Приходите к месту встречи

Статья «АиФ» нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой о съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

1. «Аргументы и Факты»

Столичная «лепота». Где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?

В картине Леонида Гайдая глазами царя Ивана Васильевича, стоящего на балконе Шурика, мы видим прекрасную московскую панораму. Перед зрителем набережная Тараса Шевченко, гостиница «Украина», проспект Калинина, Кутузовский проспект... .

2. И тут звучит знаменитая фраза Ивана Васильевича, пораженного красотой города «Лепота-а-а!»

«Основой для картины режиссера Леонида Гайдая стала пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич», – объясняет москвовед Татьяна Воронцова. Писатель работал над ней с 1934 по 1936 год, к постановке приступил Театр сатиры (Большой Гнездниковский пер., 10). Театр сатиры тогда располагался в подвале одного из первых московских «тучерезов» 1912 года, созданного по проекту знаменитого архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее. Жилой десятиэтажный дом около сорока метров высотой был экзотикой и казался москвичам настоящим американским небоскребом.

По сюжету, московский управдом Бунша попадает в XVI век, а царь Иоанн Грозный – в XX век, что порождает массу смешных ситуаций и нелепостей. Весной 1936 года на генеральной репетиции в Большом Гнездниковском присутствовали руководители ЦК ВКП(б). После просмотра спектакль закрыли, пьесу запретили. Во времена, когда еще отлавливали скрытых белогвардейцев и монархистов, постановка, где инженер Тимофеев в свою квартиру «живого царя вызвал», была путевкой в тюрьму. Напечатали пьесу «Иван Васильевич» только после смерти Булгакова в 1965 году. А Гайдаю в его желании поставить комедию «Иван Васильевич меняет профессию» препятствий уже никто не чинил: он в сценарии определенные вещи подкорректировал. Например, у Булгакова машина времени являлась радиоприемником, а в фильме инженер-изобретатель Шурик (Александр Демьяненко) создает настоящий агрегат, переносящий героев в разные века.

3. «Ключница водку делала!»

Снималась картина на «Мосфильме» (Мосфильмовская ул., 1). Там были сооружены декорации квартиры Шурика, его соседа Шпака (Владимир Этуш), лестничных пролетов, царских палат и др. В пьесе и в фильме дело происходит в Москве. Но старую Москву Гайдай снимает в Ростове Великом, который у многих ассоциируется со старинными русскими городами. А вот Москва новая, 1970-х годов, где обитает Шурик и куда попадает царь Иван Грозный (Юрий Яковлев), снята действительно в столице. Дом, в котором живет наш изобретатель, находится на Новокузнецкой улице (дом № 17) между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая». Это необычная позднесоветская постройка с очень узнаваемым зигзагообразным фасадом. Дом из розового московского кирпича – материала, который выпускали именно в столице. Сюда, на Новокузнецкую улицу, переносится царь из XVI века и проникновенно слушает песни Владимира Высоцкого, отсюда же управдом Иван Васильевич Бунша и квартирный вор-рецидивист Жорж Милославский (Леонид Куравлев) «улетают» в прошлое.

Когда Шурик носится в поисках электротоваров по Москве, на самом деле он... «спускается» на первый этаж своего же дома. Магазин располагался в том же самом здании. И там же на улице Новокузнецкой стоит телефонная будка, из которой звонит друзьям посплетничать режиссерская любовница (Наталья Кустинская). Из этого же телефона-автомата звонит жена Бунши Ульяна Андреевна (Наталья Крачковская) – в «скорую». Все, конечно, помнят эту сцену: «И тебя вылечат... И меня вылечат...»

4. «Алло, Галочка! Ты сейчас умрешь! »

Когда царь Иван Васильевич выходит на балкон дома Шурика и бросает взгляд на город, на заднем плане виден красивый храм – церковь Климента папы Римского (Климентовский пер., 7). Уникальная, необычная для русского храмового зодчества архитектура. Помпезный, статный, высокий красно-белый храм с элементами барокко, крупные купола, меленькие маковки. А потом царь поворачивает голову и видит с балкона... Москву-реку, начало Кутузовского проспекта, проспект Калинина (ныне Новый Арбат) (5). Как он мог всё это разглядеть с Новокузнецкой улицы, загадка. И тут звучит знаменитая фраза Ивана Васильевича, поражённого красотой города: «Лепота-а-а!»

5. Глазами царя Ивана Васильевича, стоящего на балконе Шурика, мы видим прекрасную московскую панораму

Новый Арбат и Кутузовский проспект фигурируют и в проездах по городу, когда режиссер Якин (Михаил Пуговкин) катается со своей пассией-актрисой. Нам показывают прекрасную церковь Симеона Столпника (Поварская ул., 5). Храм попадает в кадр в эпизодах, когда милиция и «скорая помощь» едут на вызов. Машины выезжают с улицы Воровского (Поварской) и несутся по проспекту Калинина (Новому Арбату) в область. После чего заезжают на Бородинский мост. Как вы понимаете, такое передвижение по Москве возможно только в кино!

6. Машины выезжают с улицы Воровского (Поварской) и несутся по проспекту Калинина (Новому Арбату) в область

Интересно, что церковь Симеона Столпника чудом уцелела, когда прокладывали проспект Калинина. Посмотрите, Поварская улица сегодня по нечетной стороне начинается с дома № 5 – это как раз церковь Симеона Столпника. А с четной стороны первый дом – № 8. Домов с меньшей нумерацией не существует. Они все «ушли» под Новый Арбат. Домом № 3 была школа. Ее снесли. А церковь отстояли архитекторы! Для советских времен это редкий случай. Храм в хрущевское время отреставрировали. В 1970-е годы, когда проходили съемки фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в церкви размещался выставочный зал Общества охраны природы. В кадр попадают афиши, на которых написано «выставка» и изображен котеночек, свернувшийся клубочком. То есть там «показывали» кошек!

Кстати, церковь Симеона Столпника снята и в картинах «Мимино», «Белорусский вокзал», «Конец операции «Резидент» и других. Это действительно прекрасное творение в стиле русского узорочья, построенное в 1676-1679 годах по указу царя Федора Алексеевича. Известно, что прихожанином этой церкви был Николай Васильевич Гоголь, проживший последние свои годы на Никитском бульваре.

Когда картина Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» вышла на экраны в 1973 году, она сразу стала лидером советского кинопроката: ее посмотрели свыше шестидесяти миллионов зрителей. «Я уверена: если бы не Гайдай, не было бы ни Саши Демьяненко, ни Наташи Варлей, ни меня, ни многих других, – рассказала «АиФ» Наталья Селезнева, исполнительница роли Зины, жены Шурика. – Гайдай, конечно, гений...».



  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

20 ИЮН в 16:00

Детская экскурсия по Китай-городу

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Денис Дроздов

20 ИЮН в 19:00

Заповедные переулки Ивановской горки

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

21 ИЮН в 16:00

Детская экскурсия «Великолепная Пречистенка»

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Екатерина Титова

21 ИЮН в 19:00

По землям древнего села Сущёво

Продолжительность: 2 часа

Гид: Татьяна Воронцова

Последние новости

Все новости

Денис Дроздов и Татьяна Воронцова написали книгу «Я живу на Полянке» – редкое подарочное издание

Вышла в свет книга о Большой Полянке, авторами которой стали наши экскурсоводы Денис Дроздов и Татьяна Воронцова

17 Июнь 2019

Даниил Давыдов возглавил подземную экспедицию «Мир 24» в коллекторе рек Чуры и Кровянки

Наш экскурсовод диггер Даниил Давыдов показал зрителям телеканала «Мир 24» подземные реки Москвы

10 Июнь 2019

Денис Дроздов показал зрителям «Москвы 24» основание Варваринской башни стены Китай-города

Программа «Специальный репортаж» телеканала «Москва 24» с участием нашего экскурсовода Дениса Дроздова

03 Июнь 2019

Даниил Давыдов рассказал в передаче Семена Чайки о диггерском искусстве и подземных тайнах

Шоу «Чайкаlife» радиостанции «Свое радио» с участием нашего экскурсовода диггера Даниила Давыдова

27 Май 2019

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Успенский собор Московского Кремля

Сердце Кремля, его самые древние и значимые постройки, находятся на Соборной площади. Она располагается на вершине Боровицкого холма

30 Май 2019

Церковь Великомученицы Екатерины на Всполье

В Замоскворечье наиболее явственно прослеживается роль церквей как архитектурных доминант и ориентиров небольших кварталов

15 Май 2019

Москва в кино. «Москва слезам не верит». Часть II

По воле режиссера мы переносимся из конца 1950-х в конец 1970-х годов. Совсем другое время, другие москвичи, другие герои фильма

30 Апрель 2019

Москва в кино. «Москва слезам не верит». Часть I

Среди массовых картин советской эпохи «Москва слезам не верит» – одна из культовых. В фильме показана Москва двух эпох: 1950-х и конца 1970-х годов

15 Апрель 2019

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты