Приходите к месту встречи

Разрушенные храмы Замоскворечья. Часть II

Продолжение. ЧАСТЬ I здесь

1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках. Фотография из альбомов Н.А. Найденова 1882 года (по ней была сделана мозаика)

Церковь Покрова в Голиках. Названию «Голики» дают два толкования: одно – здесь была голая, безлесная либо выгоревшая после пожара местность, другое – от фамилии домовладельца. Историк М.И. Александровский считал, что церковь Покрова в Голиках появилась в 1445 году как «обыденная», то есть построенная по обету в день, когда Василий II был выпущен из татарского плена. Другие источники указывают датой появления храма 1625 год. Каменный храм с главным престолом во имя Покрова Богородицы возвели в самом конце XVII века на деньги купцов Лабазиных. Это была одна из последних московских церквей, построенных по типу корабля.

2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках на мозаике

Слева от церкви находилось несколько маленьких участков церковного причта с домами. Нередко такие дома в Москве сдавались внаем. В доме дьякона храма Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках поселился чиновник Николай Федорович Островский, у которого 31 марта (по старому стилю) 1823 года родился сын Александр – будущий великий русских драматург. Получается, Покровская церковь – родная для Александра Николаевича. Семья прожила в доме дьякона после рождения Островского только два года, после чего Николай Федорович, ставший известным адвокатом, переехал в собственный дом в Монетчиках близ Пятницкой улицы.

3. Место, на котором стояла церковь Покрова в Голиках. Современная фотография

Александр Николаевич впоследствии напишет, что запомнил первые годы своей жизни благодаря неповторимому колокольному звону храма Покрова в Голиках. К сожалению, в 1930 году не пощадили ни церковь, ни память о гениальном писателе. Покровский храм разрушили, на его месте хотели построить многоэтажный жилой дом, но этот замысел так и не был реализован. Дом дьякона церкви Покрова в Голиках известен каждому москвичу – это дом-музей А.Н. Островского на Малой Ордынке. Церковь могла бы сейчас стоять на территории музейного двора, а колокольня храма находилась бы как раз там, где в 1954 году был установлен бюст Островского.

4. Церковь Казанской иконы Божьей Матери у Калужских ворот. Фотография из альбомов Н.А. Найденова 1882 года (по ней была сделана мозаика)

Церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот. Еще одна церковь, связанная с Островским. С помощью разрушенных в Замоскворечье церквей можно изучать биографию драматурга. Он родился в приходе храма Покрова в Голиках, потом семья пере¬ехала в Монетчики, а через несколько лет – к бывшим Калужским воротам (здесь Александр Николаевич прожил до шестнадцати лет). Когда-то там действительно были ворота Земляного города. Москва здесь заканчивалась. Первым впечатлением, которое получали гости Москвы, въезжая через Калужские ворота, была церковь Казанской иконы Божией Матери.

5. Церковь Казанской иконы Божьей Матери у Калужских ворот на мозаике

До 1680 года храм назывался Никольским. Казанским он стал не по приделу, а по местночтимому списку с чудотворной Казанской иконы. Только в 1886 году появился Казанский придел, когда на месте древней церкви архитектор Н.В. Никитин построил новый храм — необычный для Замоскворечья, величественный, в греческом стиле, с высокой апсидой и мраморными иконостасами. С церковью Казанской иконы связана не только судьба Островского, но и другого писателя – И.С. Шмелева. Его семья жила недалеко от храма – на Большой Калужской улице. Отец Ивана Серге¬евича, Сергей Иванович, был ктитором Казанского храма.

6. Церковь Казанской иконы на месте исторического храма. Современная фотография

Церковь не раз попадала на страницы произведений Шмелева: «Горкин ушел к Казанской с другими молодцами — нести иконы». Или: «Вон Казанская наша, башенка-то зеленая!» Храм закрыли в конце 1920-х годов. В здании разместился музей Горной академии, а позже – кинотеатр «Авангард». А в апреле 1972 года церковь Казанской иконы взорвали. Официальная причина – приезд в Москву президента США Р. Никсона. Многие местные жители до сих пор вспоминают этот взрыв. Вскоре вместо церкви появился пятиэтажный «сундук» МВД. В 1999 году рядом с министерским зданием построили храм-часовню в память о Казанской церкви.

7. Церковь  Параскевы Пятницы. Фотография из альбомов Н.А. Найденова 1882 года (по ней была сделана мозаика)

Церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой. На месте станции метро «Новокузнецкая» до 1930-х годов стояла великолепная церковь Параскевы Пятницы – одна из самых древних в Замоскворечье. Она была известна с XVI ве¬ка и считалась «прощей», или «прощеной церковью». Таких храмов в Москве было всего три: в них человек мог получить «прощение» – исцеление от тяжелого телесного и душевного недуга. В середине XVII века появился первый каменный храм. Параскева Пятница являлась покровительницей торговых людей, поэтому неудивительно, что замоскворецкие купцы участвовали в судьбе церкви на Пятницкой улице.

8. Церковь Параскевы Пятницы на мозаике

В 1740-х годах на деньги состоятельных купцов Журавлевых, живших по соседству, был построен храм типа восьмерик на четверике – яркий образец эпохи барокко. Главный престол освятили в честь Троицы. Немного позже появилась трапезная с Пятницким и Артемьевским приделами. Автор проекта колокольни, построенной в 1748 году, – великий московский зодчий Д.В. Ухтомский. Высокая трехъярусная, отдельно стоящая колокольня служила воротами на церковную территорию и являлась архитектурной доминантой Пятницкой улицы. Церковь Параскевы была одной из последних московских церквей типа восьмерик на четверике.

9. Станция метро «Новокузнецкая» на месте Пятницкой церкви. Современная фотография

В 1930-х годах в Москве появился план продолжения в Замоскворечье Бульварного кольца. Территория от набережной Водоотводного канала до Пятницкой улицы была расчищена для устройства первого замоскворецкого бульвара. Именно тогда, в 1934 году, разрушили церковь Параскевы Пятницы. К счастью, Бульварное кольцо в Замоскворечье так и не появилось. Только через девять лет – в 1943 году – на месте церкви возвели ротонду станции метро «Новокузнецкая». Замечательная, к слову, станция, если бы не одно обстоятельство… Потеря храма Параскевы Пятницы невосполнима для архитектуры Замоскворечья и Москвы.

10. Церковь Праведных Иоакима и Анны на Якиманке. Фотография из альбомов Н.А. Найденова 1882 года (по ней была сделана мозаика)

Церковь Праведных Богоотец Иоакима и Анны на Якиманке. Еще одна церковь, принадлежавшая богатой Кадашевской слободе, была одним из главных памятников Большой Якиманки. Иоакимоаннинский храм впервые упоминается в 1493 году. Нетрудно догадаться, что улица Большая Якиманка получила свое название по церкви богоотцов Иоакима и Анны. Правда, имя отца Пресвятой Богородицы было непривычным для слуха москвичей, поэтому изменилось и стало произноситься на русский манер – Яким. До конца XVII века церковь оставалась деревянной. Каменный храм был построен в 1680-х годах богатыми местными жителями.

11. Церковь Праведных Иоакима и Анны на мозаике

Новая церковь представляла собой пятиглавый четверик с главным престолом во имя Благовещения. В 1701 году появилась трапезная с приделами Иоакима и Анны и Сергия Радонежского. Во второй половине XVIII века была построена отдельно стоящая колокольня, выходившая на красную линию улицы Большой Якиманки. В 1866 году церковь украсили красивым порталом с западной стороны. Как и многие другие московские храмы, церковь Иоакима и Анны была закрыта в 1930-х годах. Однако до 1960-х годов здание храма сохранялось. Внутри помещался кузнечный цех экспериментальных мастерских. К церкви пристроили заводские корпуса.

12. Место, на котором стояла церковь Иоакима и Анны на Якиманке. Современная фотография

Стройная колокольня была сломана до первого яруса, храм – обезглавлен. Некоторые москвичи-старожилы еще помнят, как в ночь на 4 ноября 1969 года Иоакимоаннинский храм был взорван для устройства проезда с улицы Димитрова (в советское время Большую Якиманку переименовали) на Большую Полянку. Потери церкви можно было избежать: на ее месте нет проезжей части – лишь пустопорожний газон. Но изуродованный храм не вписывался в застройку новой магистрали. Церковь Иоакима и Анны была редким для Замоскворечья семикупольным храмом XVII–XVIII веков и могла бы быть сегодня одним из главных украшений Замоскворечья.

13. Церковь Святых Косьмы и Дамиана в Кадашах. Фотография из альбомов Н.А. Найденова 1882 года (по ней была сделана мозаика)

Церковь Космы и Дамиана в Кадашах. Этот храм мог бы сейчас украшать Большую Полянку (до революции 1917 года он имел адрес: Большая Полянка, 4). Он принадлежал огромной Кадашевской слободе, которая простиралась от Большого Толмачевского переулка до Кадашевской набережной и от Большой Ордынки до Большой Якиманки. В слободе жили ткачи, которые трудились на нужды Государева двора и производили, в том числе, посольские скатерти. На территории слободы располагался Хамовный двор – мануфактура XVII столетия. Космодемьянская церковь – одна из четырех слободских церквей (к сожалению, только две сохранились).

14. Церковь Космы и Дамиана в Кадашах на мозаике

Авторитетный историк М.И. Александровский утверждал, что храм появился на Полянке еще во времена Ивана Грозного. Пятиглавая каменная церковь Космы и Дамиана на месте сгоревшей деревянной была выстроена кадашевцем Филиппом Савельевым в 1656 году. Главный престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В XVII–XVIII столетиях Большая Полянка называлась Космодамианской улицей. Одним из главных украшений храма Космы и Дамиана в Кадашах был иконостас с искусной деревянной резьбой и иконами в стилистике московского барокко. В XVIII веке перестраивалась трапезная и приделы в ней.

15. Дом (ул. Большая Полянка, 4) на месте Космодамианской церкви. Современная фотография

В 1740-х годах возвели отдельно стоящую высокую колокольню с оригинальным двухъярусным гульбищем на колоннах. В Космодемьянской церкви крестили П.В. Нащокина – близкого друга А.С. Пушкина. Храм ¬закрыли в 1930 году. Через три года были снесены главы храма и колокольня. А потом храм признали «не имеющим особого историко-архитектурного значения». Это церковь XVII века с необычной пятиярусной колокольней XVIII ве¬ка! В 1939 году на месте церкви был выстроен шестиэтажный жилой дом (улица Большая Полянка, 4) – один из четырех крупноблочных домов первой серии, построенных в Москве.

16. Церковь Апостолов Петра и Павла на Якиманке. Фотография из альбомов Н.А. Найденова 1882 года (по ней была сделана мозаика)

Церковь Петра и Павла на Якиманке. Улица Большая Якиманка в советское время понесла тяжелые потери. Почти вся историческая застройка на правой стороне улицы была утрачена. Якиманка лишилась трех храмов из четырех, бывших на ней до революции. На углу с Петропавловским (1-м Хвостовым) переулком располагался храм Петра и Павла на Якиманке, или в Хвостове. В XIV веке на этом месте существовало село Хвостовское, которое упоминается в завещании великого князя Димитрия Донского. Возможно, с тех стародавних времен здесь стояла церковь. В XVII веке на территории бывшего села Хвостовского поселились стрельцы.

17. Церковь Петра и Павла на мозаике

В начале 1650-х годов на средства стрельцов приказа Ивана Полтева был выстроен каменный храм Петра и Павла с приделами Николая Чудотворца и Алексия, человека Божьего. Несмотря на то что прошло лишь несколько десятилетий, в 1713 году из-за ветхости старой церкви было принято решение о возведении нового храма. Однако указ Петра I о запрете каменного строительства остановил постройку Петропавловской церкви: она появилась лишь в конце 1730-х годов. В середине XIX века архитектор П.П. Буренин построил новую обширную трапезную с двумя приделами и шатровую колокольню в псевдорусских формах.

18. Дом на углу Большой Якиманки и 1-го Хвостова переулка на месте Петропавловской церкви. Современная фотография

В середине 1920-х годов церковь Петра и Павла на Якиманке была передана баптистам для молитвенных собраний. Через несколько лет церковь приспособили под жилье, а в начале 1930-х годов надстроили до четырех этажей. Да, именно надстроили, а не разрушили. Здание, в основе которого оказался храм, не раз перестраивалось. В 1960-х годах оно было капитально переделано и передано торговому представительству ГДР. Сегодня в здании на углу Большой Якиманки и 1-го Хвостова переулка уже нет никаких признаков Петропавловской церкви, однако она и по сей день остается частью первого этажа этого жилого дома.

Денис Дроздов
  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

Детская экскурсия «Пёстрая Мясницкая»

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Екатерина Титова

Дата: 21 СЕН в 12:00

Промышленные Сыромятники

Продолжительность: 2 часа

Гид: Татьяна Воронцова

Дата: 21 СЕН в 13:00

Детская экскурсия «Загадки башен Московского Кремля»

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 21 СЕН в 14:00

Волшебный модерн. Патриаршие

Продолжительность: 2 часа

Гид: Александра Гурьянова

Дата: 21 СЕН в 15:00

Последние новости

Все новости

Денис Дроздов поведал зрителям «России 1» о тайнах Юсуповского дворца в Харитоньевском переулке

Репортаж «Вести в 20:00», посвященный палатам Юсуповых, с участием нашего экскурсовода Дениса Дроздова

16 Сентябрь 2019

Даниил Давыдов в авторской радиопередаче побеседовал с диггером Михаилом Савкиным

Наш экскурсовод Даниил Давыдов записал четвертый выпуск передачи «Тихой сапой» на радиостанции «Свое радио»

09 Сентябрь 2019

Татьяна Воронцова рассказала зрителям «Культуры» о московских половых XIX века

Наш экскурсовод Татьяна Воронцова снялась в передаче «Забытое ремесло. Половой» телеканала «Культура»

19 Август 2019

Гостем Даниила Давыдова в его авторской программе стал инженер-строитель Дмитрий Смирнов

Третий выпуск авторской программы нашего экскурсовода Даниила Давыдова «Тихой сапой» на «Своем радио»

12 Август 2019

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Церковь Знамения на Шереметевом дворе.Часть II

Во время пожара 1812 года церковь Знамения была сожжена. Храм находился в запустении и оставался необновленным до 1847 года

15 Сентябрь 2019

Церковь Знамения на Шереметевом дворе. Часть I

Первая церковь по соседству с Романовым двором была построена в 1613 году и имела топонимическое уточнение «у Старого государева двора»

30 Август 2019

Доходный дом Бургардта-Гвоздецкого на Арбате

История доходного дома Осипа Бургардт-Гвоздецкого с давних пор связаны с интереснейшими событиями культурной жизни города

15 Август 2019

Москва в кино. «Красная жара»

Строго говоря, Москва в этом фильме по большей части бутафорская, ибо снимали ее в Будапеште. Но с выбором мест они не промахнулись

30 Июль 2019

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты