Приходите к месту встречи

Наш экскурсовод Екатерина Барыбина написала статью для «Православной Москвы» о мозаиках

1. Титул газеты «Православная Москва»

Панно небесные и подземные

Мозаика как вид монументально-декоративной живописи древнее, чем витраж: мозаичные панно широко использовались в Древней Греции, Риме, Египте. Расцвета мозаичное искусство достигло в Византии, но из-за дороговизны материалов на Руси этот вид декора большого распространения поначалу не получил. Тем не менее известны мозаики в киевских храмах Святой Софии (1043-46 годы) и Архангела Михаила (1108-13 годы).

Подлинный отец русской мозаики – М.В. Ломоносов. Созданные им технологии производства стекла и смальты и построенные по его инициативе мануфактуры позволили получать качественный и относительно дешевый материал для творчества российских мастеров. Мозаику в смальте второй половины XIX – начала XX века можно увидеть в храме Спаса на Крови и в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, а также в церквях Новгорода, Костромы, Чернигова. Одна из наиболее значительных мозаик создана в Храме Христа Спасителя в Москве.

По плану ленинской монументальной пропаганды мозаика становится особым средством диалога с обществом. В 1960-е годы, в эпоху борьбы с архитектурными излишествами, выполненная в мозаичной технике монументальная живопись служила основным украшением зданий. Сегодня искусство мозаики, особенно в оформлении храмовой архитектуры, вновь очень востребовано.

2. Христос Пантократор Покровского храма в Ясеневе Храмы

Мозаику очень часто можно наблюдать на фасадных стенах храмов, ведь преимущества мозаичных панно – в х долговечности. Так, интерьер Софийского собора в Киеве сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века (местная палитра насчитывает 177 оттенков). В Москве также есть настоящие жемчужины искусства храмовой мозаики:

  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе внутри полностью украшена мозаичным полотном площадью 2,5 тыс. кв. м;
  • мозаики работы В.И. Антипкина на фасаде Благовещенского храма в Петровском парке: изображения святителей Филарета Московского и Патриарха Тихона;
  • церковь Николая Чудотворца, что в Пыжах: мозаичный образ святителя Николая на церковной ограде (конец XIX в.);
  • мозаичный храмовый образ над входом в церковь Митрофана Воронежского на Хуторской;
  • мозаичная икона Троицы Живоначальной (Космодамианская церковь в Космодамианском);
  • мозаичная икона Спасителя у входа в Донской монастырь на сюжет «Спас с припадающими святыми – преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским»;
  • мозаика «Богоматерь «Знамение» на фасаде Знаменской церкви при ГКБ №1 (бывшая 2-я Градская больница);
  • образ Богоматери на фасаде колокольни церкви Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.

3. Мозаичные панно на церковной ограде (образ святителя Николая Чудотворца) и на фасаде (Благовещение) Никольского храма в Пыжах Первая АТС

В канун десятилетия Октябрьской революции появилось здание первой в Москве автоматической телефонной станции (АТС) – яркого образца стиля конструктивизм. К АТС примыкает пристройка 1990 года, где благодаря художнику М.М. Дубцову появились мозаичные медальоны с изображениями двенадцати снесенных в советское время храмов Замоскворечья: церковь Великомученика Никиты в Старых Толмачах (снесена в 1936 году), церковь Святых Космы и Дамиана в Садовниках (снесена в 1932 году), церковь Великомученицы Параскевы Пятницы (снесена в 1934 году), церковь Николая Чудотворца на Пупышах (частично разобрана в 1930 году, окончательно снесена в конце 1950-х годов), церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках (снесена в 1930-31 годах), церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (снесена в 1972 году), церковь Спаса Преображения в Наливках (снесена в 1929 году), церковь Воскресения Словущего в Монетчиках (снесена в 1934 году), церковь Праведных Иоакима и Анны на Якиманке (снесена в 1969 году), церковь Апостолов Петра и Павла на Якиманке (снесена в 1929 году), церковь Святых Космы и Дамиана в Кадашах (снесена в середине 1930-х годов), церковь Живоначальной Троицы в Лужниках (разрушена в 1932-33 годах).

4. Первая автоматическая телефонная станция (ул. Большая Ордынка, 25) Музей «Гараж»

Символ этого музея – мозаичное панно «Осень», которое сохранило после реконструкции модернистского здания ресторана «Времена года» (архитектор И. Виноградский) архитектурное бюро Рема Колхаса. Решение внутреннего пространства отражает желание сохранить и продемонстрировать памятник современной архитектуры и дизайна широкой публике: в интерьере музейного кафе использована отреставрированная мебель советской эпохи, сохранены лестничные пролеты и кирпично-мозаичные стены, включая восстановленную уникальную мозаику с изображением рыжеволосой девушки в окружении листвы. Время создания мозаичного панно «Осень», как и его автор – до сих пор загадка: когда в 1968 году кафе открывалось, о мозаике никто не упоминал. Вероятно, во «Временах года» были и посвященные другим сезонам панно, но они не сохранились. По задумке Колхаса, из-за рваных краев мозаики «Осень», бережно отреставрированной в Италии, выглядывает глазурованный кирпич из предыдущего временного пласта, а выше и вовсе оставлена на виду неровная кладка из кирпича обычного, которую прежде скрывал подвесной потолок.

5. Символ музея «Гараж» – мозаичное панно «Осень» Фонтан «Юность» в Зеленограде

Редкий сегодня пример сохранившихся малых архитектурных форм 1960-х годов. Чаша фонтана украшена мозаикой авторства отца и сына Серафима и Василия Павловских. Серафим Павловский – воспитанник ВХУТЕМАСа, ученик художников В. Фаворского, Л. Бруни, П. Кузнецова и К. Истомина, автор мозаики на станции метро «Добрынинская», росписи в читальном зале Библиотеки имени М.Ю. Лермонтова в Москве и других произведений в разных техниках, организатор экспериментальной мастерской по разработке новых технологий монументального искусства. Автор другого знаменитого мозаичного панно в торговом центре на площади Юности – заслуженный художник России Е.М. Аблин – писал про строительство нового города-спутника так: «Везде царила безликость, и архитекторам хотелось внести хоть какое-то разнообразие. А проще всего это сделать живописью, мозаикой или рельефом». Таким акцентом, наряду с мозаикой на фасаде торгового центра на площади Юности, стала и мозаика фонтана. С. и В. Павловские выполнили яркую, жизнерадостную мозаику на высоком художественном и профессиональном уровне.

6. Фонтан «Юность» в Зеленограде Мозаики метро первых лет строительства

В тридцати пяти куполах станции метро «Маяковская» еще до войны разместились лаконичные панно на тему «Сутки Страны Советов», выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки. Автор ставил своей задачей создать эффект «прорыва в небо». Мозаики установлены очень глубоко в купола, что позволяет целиком видеть картину, только находясь строго под ней. Проект станции третьей очереди строительства Московского метрополитена «Новокузнецкая» разрабатывался еще до войны, равно как и проект соседней с ней станции. «Павелецкая» должна была быть очень похожей на уже действующую «Маяковскую» – длинной, легкой, со сводом, украшенным четырнадцатью восьмигранными смальтовыми мозаиками трехметрового диаметра. Как и на «Маяковской», здесь предполагалось использование металлических конструкций. Эскизы для мозаик «Павелецкой» выполнил также Дейнека, к которому обратились проектировщики станции – братья Веснины. Тему оформления – Донбасс – выбрали из-за близости станции к Павелецкому вокзалу, откуда в то время отправлялись поезда в Донецк. Набор мозаик поручили мозаичисту В.А. Фролову, который приступил к этой работе в своей ленинградской мастерской. Но началась война. В тяжелейших условиях работа в мастерской Фролова продолжалась. А металлические конструкции «Павелецкой» оказались на оккупированной гитлеровцами территории и никак не могли быть доставлены в Москву. Однако руководство страны не желало замораживать строительство, предпочитая открытием станций продемонстрировать всему миру устойчивость народного хозяйства. Проект «Павелецкой» спешно изменили, задумав ее без центрального зала, двухсводчатой. К счастью, уже готовые мозаики решил использовать в своей станции архитектор «Новокузнецкой», сооружаемой параллельно с «Павелецкой». В сводах нашлось место для семи мозаик, еще одну монтировали в вестибюле. На удивление всему миру, в январе 1943 года торжественно открылись для пассажиров станции метро «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Автозаводская», а ровно через год, в январе 1944 года, – «Бауманская», «Электрозаводская», «Семеновская» и «Партизанская». Мозаики «Автозаводской» также были выполнены В.А. Фроловым в блокадном Ленинграде. По сравнению с первоначальным их сюжет изменен: три «автозаводские» мозаики изображают боевые действия. Все мозаики были вывезены в столицу в январе 1942 года, а 3 февраля Владимир Фролов скончался.

7. Мозаичные панно на станции метро «Новокузнецкая»



  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

Детская экскурсия «Загадки башен Московского Кремля»

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 16 НОЯ в 12:30

Проходными дворами Грачевки

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

Дата: 16 НОЯ в 14:00

Большая Ордынка

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 16 НОЯ в 15:00

Тайны замоскворецких двориков. Маршрут № 2

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 17 НОЯ в 12:00

Последние новости

Все новости

Денис Дроздов поведал слушателям «Радонежа» об утраченной церкви Параскевы Пятницы

Наш экскурсовод Денис Дроздов стал гостем радиостанции «Радонеж» и рассказал о Замоскворечье

11 Ноябрь 2019

Гостем Даниила Давыдова в его авторской программе стал историк и экскурсовод Сергей Ярцев

Седьмой выпуск авторской программы диггера Даниила Давыдова «Тихой сапой» на радиостанции «Свое радио»

04 Ноябрь 2019

Наш экскурсовод Татьяна Воронцова рассказала зрителям «Москвы 24» о съемках фильмов в столице

Передача «Тайны кино. Москва в кино» телеканала «Москва 24» с участием нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой

28 Октябрь 2019

Даниил Давыдов в авторской радиопередаче побеседовал с профессором Сергеем Заграевским

Наш экскурсовод Даниил Давыдов записал очередной выпуск передачи «Тихой сапой» на радиостанции «Свое радио»

21 Октябрь 2019

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

«Дом Мастера» в Мансуровском переулке

В Мансуровском переулке и сегодня можно увидеть небольшой деревянный дом, который называют «домом Мастера»

30 Октябрь 2019

Москва в кино. «Подкидыш»

«Подкидыш» – один из первых советских «семейных» фильмов. Замечательная Фаина Раневская и ставшая крылатой фраза: «Муля, не нервируй меня»

15 Октябрь 2019

Старопанский переулок

Название переулка образовано от местности «старые паны» – здесь в XVI веке располагался Панский двор – представительство Польши в Москве

30 Сентябрь 2019

Церковь Знамения на Шереметевом дворе.Часть II

Во время пожара 1812 года церковь Знамения была сожжена. Храм находился в запустении и оставался необновленным до 1847 года

15 Сентябрь 2019

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты