Приходите к месту встречи

Архангельский собор Московского Кремля

С Соборной площади открывается головокружительный вид на древний собор Михаила Архангела, ставший на долгие столетия местом упокоения великих московских князей, а также представителей царской династии. Первая каменная церковь Архангела Михаила возникла здесь еще в те времена, когда кремлевские стены были дубовыми – при московском князе Иване Калите. Он возвел ее в благодарность за избавление княжества от голода, вызванного неурожайным годом. В только что построенной церкви Иван Данилович завещал похоронить себя, тем самым положив начало будущему некрополю. Все последующие великие московские князья обретали покой в стенах Архангельской церкви. Традиция захоронения царственных особ, патриархов и высокопоставленных вельмож в церквях пришла на Русь из Византии, с которой русские земли породнило принятие православия. Существует мнение, что выбор места для княжеского некрополя был связан с тем, что согласно религиозной трактовке Архангел Михаил будет заступником христиан на Страшном суде и проводником душ в Небесный Иерусалим. Кроме того, Архистратиг Михаил – глава святого ангельского воинства – с давних времен почитался русскими князьями как свой покровитель, как защитник в ратных подвигах.

1. Васнецов А.М. Московский Кремль при Иване Калите. 1921 год

Архангельская церковь простояла до начала XVI века, когда по проекту итальянского зодчего Алевиза Нового на ее месте был выстроен большой пятиглавый Архангельский собор. Когда строительство было завершено, сюда были возвращены останки князей. Примечательно, что в соборе представлены только мужские захоронения. Княжон и цариц хоронили в некрополе Вознесенского собора Кремля. Со времен постройки в соборе возникло некое подобие дипломатической почты: челобитчики оставляли послания для правителей на надгробных плитах, надеясь на милость государей. Несмотря на то, что Алевиз Новый не был обременен задачей опираться в проекте на примеры Владимиро-Суздальского зодчества, собор, выстроенный им, более близок к русской архитектурной традиции, нежели Успенский. Он во многом походит на крестовокупольные храмы домонгольской Руси. Дробное и неравномерное членение внутреннего пространства напоминает также и памятники родины Алевиза – Венеции, построенные по принципам древних византийских храмов.

2. Архангельский собор. Фотография И.Ф. Барщевского 1890-х годов

В середине XVI века Иван Грозный отдал распоряжение украсить собор фресками. Тогда была создана уникальная роспись нижнего яруса стен и столпов храма, представляющая собою идеализированные изображения всех князей, похороненных в Архангельском соборе. Правители предстают здесь в виде святых, на что указывают нимбы вокруг их голов, а над ними, в кругах-медальонах, предстают их небесные покровители. Последним на фресках был изображен Георгий – младший брат Ивана Грозного. Изображения царей, похороненных здесь в более поздний период, были написаны яичной темперой на досках и холстах. Всего в соборе находится более шестидесяти портретов русских правителей. На столпах можно обнаружить и изображения тех князей, чьих гробниц нет в некрополе, к примеру, Александра Невского и Даниила Московского.

3. Фрески Архангельского собора. Современная фотография

Захоронения в соборе располагаются по сторонам света: у южной стены – гробницы великих московских князей, у западной – удельных, близких родственников и соратников московских, у северной – правителей, впавших в немилость или же умерших насильственной смертью. Захоронения представителей династии Романовых находятся у храмовых столпов. Гробницу же славного своей жестокостью первого русского царя Ивана Грозного, а также его сыновей скрывает алтарная преграда. Она находится в диаконнике, превращенном еще при жизни Грозного в церковь-капеллу. Царь сам выбрал место захоронения и наблюдал за его обустройством. Примечательно, что Грозный окружил свою будущую гробницу фресками с сюжетами тщетности бытия, будущего посмертного суда и раскаяния.

4. Гробницы царей Романовых в Архангельском соборе. Фотография 1916 года

Росписи собора были поновлены в XVII веке, но при этом полностью соответствуют оригиналам XVI столетия. Это было сделано не случайно, ведь идея «политического богословия» и богоугодности московских князей активно утверждалась представителями молодой правящей династии Романовых. Артель живописцев, поновлявших фрески, возглавил знаменитый московский иконописец Симон Ушаков. Иконы в иконостасе собора были созданы в конце XVII века царскими иконописцами, в числе которых были Федор Зубов и Михаил Милютин. Здесь представлены лишь два примера древней иконописи: икона «Архангел Михаил в деяниях», заказанная по легенде Феофану Греку вдовой Дмитрия Донского Евдокией в память о своем муже после того, как во сне ей явился Архангел Михаил, и икона «Благовещание Устюжское», созданная по велению Ивана Грозного. Реставрация гробниц проводилась в XVII веке, когда при восстановлении собора после польско-шведского захвата были созданы сорок шесть новых кирпичных надгробий, обложенных белокаменными плитами и подписанных вязью. В начале XIX века собор и захоронения пришлось восстанавливать после нашествия французов, которые устроили в алтаре походную кухню для Наполеона и провиантский склад. Масштабные изменения произошли здесь и в начале XX века, когда на надгробия были положены медные футляры.

5. Икона «Архангел Михаил в деяниях» из Архангельского собора

Архангельский собор до начала XVIII века являлся последним пристанищем московских и русских правителей. Лишь Петр I, перенеся столицу в Санкт-Петербург, прервал древнюю традицию, завещав захоронить себя в Петропавловском соборе. Тем не менее, Архангельский собор сохранил былую славу. В его стенах были захоронены великие герои русские: Дмитрий Донской, не побоявшийся дать отпор Орде, Владимир Храбрый, чья атака решила исход Куликовской битвы, Иван III, собравший под крыло Москвы русских князей. Все они, отправляясь в военные походы, приходили в Архангельский собор молиться о победе над врагом. Этому примеру следовали в дальнейшем русские цари и императоры, прося помощи во всех войнах, пережитых страной, у Архангела Михаила – главы святого воинства

6. Архангельский собор. Современная фотография
Александра Гурьянова
  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

Детская экскурсия «Тайны кремлевских башен»

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Екатерина Титова

Дата: 20 АПР в 12:00

Брюсов переулок и окрестности

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

Дата: 20 АПР в 16:00

Тайны китайгородских двориков

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 20 АПР в 17:00

Детская экскурсия по Никольской улице

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 21 АПР в 13:30

Последние новости

Все новости

Презентация нового путеводителя Дениса Дроздова в легендарном книжном магазине

Денис Дроздов представит свою новую книгу «Пешеходные прогулки по центру Москвы» в магазине «Молодая гвардия»

02 Апрель 2023

Наш экскурсовод Татьяна Воронцова рассказала зрителям «Москвы 24» о съемках известных фильмов

Программа «Тайны кино» телеканала «Москва 24» с участием нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой

24 Октябрь 2022

Наш экскурсовод Денис Дроздов ответил на вопросы читателей книги «Большая Полянка»

Денис Дроздов встретился с читателями в легендарном магазине «Молодая гвардия» на Большой Полянке

19 Сентябрь 2022

Денис Дроздов встретится с читателями в Центральном детском магазине на Лубянке

Денис Дроздов представит в легендарном магазине свою книгу и прочитает лекцию о Москве

12 Сентябрь 2022

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Дворец Долгоруковых на Пречистенке

Великолепный дворец Долгоруковых многие десятилетия являлся одним из самых роскошных строений улицы Пречистенки

30 Март 2024

Троицкая башня и звезды Кремля

Построенная Алевизом Старым в начале XVI века Троицкая башня получила это название вскоре после воцарения Романовых по приказу Михаила Федоровича

30 Январь 2024

Храм Илии Обыденного в Обыденском переулке

Обыденские переулки близ Остоженки названы в честь храма Илии Пророка Обыденного. Они назывались также Ильинскими

30 Декабрь 2023

Дом графа Бобринского и Стена Цоя на Арбате

Невысокое строение было возведено в конце XVIII века. После 1812 года его фасады подновлялись, получив отделку в стиле ампир

30 Ноябрь 2023

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты