Приходите к месту встречи

Улица Кекушева

1. Поварская улица. Фотография 1920-х годов

Улицу Поварскую, засаженную липами, некоторые горожане в начале ХХ века называли Линденштрассе – такая она была вся европейская, стильная и благообразная. В 1923 году Поварскую переименовали в улицу Воровского. Но если уж и стоило менять историческое название, то самым подходящим было бы – улица Кекушева. Талантливейший архитектор, звезда московского модерна, Кекушев построил на Поварской три дома. Эти два были возведены в 1903-04 годах по заказу созданного Якобом Рёкком «Московского Торгово-строительного акционерного общества» с целью их продажи в уже полностью готовом виде (как сказали бы в наше время, «под ключ»).

2. Дом Понизовского на Поварской. Фотография 1910-х годов.

Владельцами особняков стали фабриканты Матвей Понизовский и Иван Миндовский. Первая из этих построек (дом Понизовского) представляет собой ступенчатую пирамидальную конструкцию – к выполненному в форме башни угловому блоку уступом поднимаются подобные же объемы. Первоначально здание было облицовано керамической плиткой, а угловую постройку венчал четырехгранный купол с глубоким карнизом. К сожалению, на фоне угасавшего в 1910 годах интереса к модерну владелец особняка пожелал его «осовременить», и здание сначала было слегка реконструировано, а в 1914-15 годах сменило свой облик уже кардинально, а немного позже была возведена ограда.

3. Особняк Миндовского на Поварской. Фотография 1910-х годов.

Второй особняк (дом Миндовского) представляет собой один из чистых образцов модерна. При явной асимметрии и при всей разнообразности эркеров, веранд и окон постройка великолепно смотрится с любой точки. Здесь сплавлены воедино излюбленные приемы Кекушева: обводящие по контуру верх сооружения овальные козырьки, изящные кованые ограды, сочный скульптурный декор, консоли и замковые камни – все, что делает его стиль неповторимым и легко узнаваемым. Сооружение кажется прочно «вросшим» в землю, что достигается еще одним типичным приемом – облицованный каменной штукатуркой цоколь расширяется книзу за счет отклонения от вертикали.

4. Львиные маски на мраморной лестнице в доме Миндовского. Современная фотография.

Знаменитые кекушевские львы, украшающие каждое творение зодчего, здесь тоже есть, но снаружи их не видно. Бронзовыми львиными масками украшена мраморная лестница вестибюля. Криволинейные оконные переплеты, характерные для модерна, у Кекушева ощутимо трехмерны. Сильно выгнутая перекладина окна-двери над балконом второго этажа, выходящим на Поварскую, имеет большой вынос и отбрасывает тень, как полноценная архитектурная деталь. Очень пластично нарисованы не только чисто декоративные элементы, как, например, чудесное обрамление овального окна эркера, но и фигурные консоли, визуально поддерживающие эркеры и балкон.

5. Архитектор Л.Н. Кекушев. Фотография 1890-х годов.

Кекушевская интерпретация франко-бельгийских мотивов модерна со временем стала восприниматься как хрестоматийный образец русского модерна, да и коллеги-современники отдавали должное этому шедевру, однако покупатель нашелся лишь в 1909 году. Им стал Иван Александрович Миндовский, выходец из патриархальной семьи крестьян-староверов. В наши дни особняк занимает посольство Новой Зеландии, поэтому далеко не каждому может представиться возможность полюбоваться интерьерами и ознакомиться с планировкой помещений, а они весьма оригинальны. Объем сооружения как бы составлен из плотно пригнанных друг к другу разновеликих призм.

6. Витраж дома Миндовского. Современная фотография.

Взаиморасположение этих призм позволяет обойтись без темных коридоров или переходов – все группы помещений имеют окна. Соблюдается один из законов архитектурной организации пространства – попадая в дом, человек должен всегда идти «на свет», связь с внешним миром ориентирует его в интерьере. Ведущую роль в отделке лестницы играло огромное цветное окно-витраж с растительной орнаментикой. Его цветовая гамма такова, что в любую погоду кажется, что за окном светит солнце. Первоначальное оформление несколько изменилось к нашему времени. Так, аттики ранее завершались скульптурными композициями, а пилоны чердачного окна – светильниками.

7. Дом Саарбекова на Поварской. Фотография 1900-х годов.

Третья из построек Льва Кекушева на Поварской – дом Моисея Саарбекова – тоже дошла до наших дней в немного перестроенном виде. Это второе по времени постройки здание в стиле модерн в Москве. Главный мотив фасада – упругие, прекрасно прорисованные арки входа и окна над лестницей, вносящие в композицию асимметрию и некоторый внутренний динамизм. В отличие от особняков, эта постройка «зажата» соседними доходными домами, и чтобы придать фасаду выразительность, Кекушев выносит вперед линию кровли. Таким простым приемом удалось придать оригинальность облику здания, не украшенного ни лепниной, ни майоликой.

8. Дом Саарбекова на Поварской. Современная фотография.

Первоначальная внутренняя отделка практически не изменилась. Если вам удастся попасть в «Дом Юргиса Балтрушайтиса» – культурный центр при посольстве Литвы, честно говоря, не очень гостеприимный, – то сможете полюбоваться богатой отделкой вестибюля, кованой парадной лестницей и другими элементами внутреннего убранства. Внешний облик здания претерпел некоторые изменения. Первоначально левый вход в здание представлял собой асимметричную композицию из двух окон и дверного проема, однако где-то в 1930-х года ее сменила симметричная деревянная входная группа, в 1970-х накрытая козырьком. Но самые ранние переделки произошли еще при первом владельце.

9. Архитектор Л.Н. Кекушев.

Купец первой гильдии почетный гражданин Моисей Саарбеков занимался поставками рыбы с Каспия и низовий Волги. Ему потребовалось возвести внутреннем дворе одноэтажные служебные здания (впоследствии достроенные вторыми этажами), и в 1905 году архитектор Сергей Власьев выполнил этот заказ, а попутно заменил ряд деревянных конструкций металлическими и переоформил некоторые интерьеры дома. Кстати, про Саарбекова есть одна интересная история. Он знал несколько иностранных языков и вообще был человеком хорошо образованным, однако к медицине относился с некоторым опасением, а лечебным учреждения не доверял вовсе.

10. Дом Саарбекова на Поварской. Фотография 1970-х годов.

Когда врачи обнаружили у него желчекаменную болезнь и предложили довольно сложную операцию, лечь в больницу он отказался наотрез – режьте, но на дому! Оборудовать операционную в частном доме было непросто, тем более что дело было летом, и московская пыль проникла бы в помещение даже через закрытые окна, а нарушение антисептики было чревато проблемами. Перекрыть Поварскую для дорожного движения в те невинные времена даже Саарбекову было слабо при всех его связях. Поэтому состоятельный больной распорядился заасфальтировать улицу около дома и позаботился о том, чтобы накануне операции Поварскую перекрыли до «особого распоряжения».

11. Дом Саарбекова на Поварской. Современная фотография

Естественно, все это влетело Саарбекову в копеечку. Желая хоть немного сэкономить, коммерсант взялся за доктора, запросившего за операцию три тысячи рублей. Саарбеков заявил, что будет платить за каждый извлеченный у него камень отдельно – по тысяче рублей. Хирург согласился, и не прогадал: пациента угораздило носить в своем чреве не один камень и не два, их набралось штук сорок. Конечно, все мал мала меньше, но ведь размеры самородков в начале сделки не оговаривались! Так что пришлось господину Саарбекову выплатить сорок тысяч рублей вместо трех, которые доктор назначил изначально. А куда деваться – уговор дороже денег!

Виктор Сутормин

  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

По следам героев романа «Мастер и Маргарита»

Продолжительность: 2 часа

Гид: Татьяна Воронцова

Дата: 25 АВГ в 16:00

От Мясницких ворот до Ильинских

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

Дата: 25 АВГ в 17:00

Купеческая Таганка

Продолжительность: 2 часа

Гид: Екатерина Барыбина

Дата: 25 АВГ в 17:30

Детская экскурсия «Пёстрая Мясницкая»

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Екатерина Титова

Дата: 26 АВГ в 16:00

Последние новости

Все новости

Татьяна Воронцова рассказала зрителям «Культуры» о московских половых XIX века

Наш экскурсовод Татьяна Воронцова снялась в передаче «Забытое ремесло. Половой» телеканала «Культура»

19 Август 2019

Гостем Даниила Давыдова в его авторской программе стал инженер-строитель Дмитрий Смирнов

Третий выпуск авторской программы нашего экскурсовода Даниила Давыдова «Тихой сапой» на «Своем радио»

12 Август 2019

Денис Дроздов снялся в документальном фильме Элины Малютиной о купцах Самгиных

Документальный фильм «Замоскворецкое купечество. Самгины» с участием Дениса Дроздова

05 Август 2019

Даниил Давыдов в своей авторской радиопередаче побеседовал с известным геологом и спелестологом

Наш экскурсовод Даниил Давыдов записал второй выпуск передачи «Тихой сапой» на радиостанции «Свое радио»

15 Июль 2019

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Доходный дом Бургардта-Гвоздецкого на Арбате

История доходного дома Осипа Бургардт-Гвоздецкого с давних пор связаны с интереснейшими событиями культурной жизни города

15 Август 2019

Москва в кино. «Красная жара»

Строго говоря, Москва в этом фильме по большей части бутафорская, ибо снимали ее в Будапеште. Но с выбором мест они не промахнулись

30 Июль 2019

Палаты Троекуровых в Георгиевском переулке

Между двумя массивными зданиями Дома Союзов и Государственной Думы РФ расположились скромные палаты Троекуровых

15 Июль 2019

Городская усадьба Берга. Часть II

Особняк в Денежном переулке новым его обитателям тоже мог предоставить разве что комфорт (электричество подавалось с перебоями), но не покой

30 Июнь 2019

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты