Приходите к месту встречи

Церковь Антипия Пергамского на Колымажном дворе

Колымажный переулок получил свое название по находившемуся здесь в XVII-XVIII веках Колымажному двору, где хранились закрытые царские экипажи – колымаги. Возможно, Конюшенная слобода появилась в этой местности еще в XIV веке, когда здесь – совсем недалеко от Кремля – поселились царские конюхи. После «великого пожара» 1547 года сюда от Фроловских ворот Белого города были перемещены Государевы конюшни. Конюшенный двор занимал тот квартал, на котором сейчас расположился Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Двор прекрасно виден на «Петровом чертеже» – плане Москвы 1597-1599 годов. В XVII веке Колымажный переулок сначала назывался Лукинским – по церкви евангелиста Луки, разобранной в 1816 году, а потом – Конюшенным. До 1962 года переулок носил название Антипьевского – в честь церкви Антипия Пергамского на Колымажном дворе.

1. Колымажный переулок. Современная фотография

Священномученик Антипа был одним из учеников апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он возглавлял епископскую кафедру в городе Пергам в Малой Азии. В Четьях минеях Димитрия Ростовского об Антипе говорится следующее: «Когда неверные так притесняли и беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменивши естество человеческое на Ангель-ское, крепко и небоязненно стоял против врагов. Пренебрегая угрозами мучителей, он часто выходил в народ и среди него сиял, как заря, и светом чистой и правой веры прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения. Поэтому бесы (которых эллины считали за богов) все бежали оттуда, и ни один из них не смел пребывать в городе Пергаме, в коем жил святой Антипа. Бесы являлись своим жрецам в сновидениях и говорили, что они уже не вкушают жертв их и не обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет начальник христиан».

2. Священномученик Антипа Пергамский (икона). Середина XVII века

Язычники разгневались и бросили Антипу в раскаленного докрасна медного вола, в котором приносили жертвы. Антипа долго молился в раскаленном воле, а затем мирно «предал дух в руце Божии». Христиане взяли святые мощи его и с честью похоронили их в Пергаме. От мощей истекало миро, исцелявшее все человеческие болезни. Верующие, приходившие к мощам священномученика Антипы, неизменно получали утешение и исцеление. На Руси Антипа особо почитался как целитель от зубной боли. Русскому человеку было свойственно назначать всякой болезни отдельного святого. «От каждой болезни своему святому молиться следует: зубы заболят – Антипию, глаза заболят – Лаврентию, оспа прикинется – молись преподобному Конону Исаврийскому, а от винного запойства мученик Вонифатий исцеление подает», – замечает писатель П.И. Мельников-Печерский. Вот и царь Иван Грозный почитал священномученика Антипия и всю жизнь хранил зуб святого «Онтипия Великого», окованный серебром.

3. Антипа Пергамский в раскаленном докрасна медном воле (икона)

Каменная Антипьевская церковь была построена на этом месте в 1530-х годах. Историк М.М. Сухман считает, что знаменитый придворный зодчий Алевиз Фрязин, работавший в Москве в начале XVI века, выстроил здесь церковь Святого Митрополита Петра, которая послужила основой Антипьевскому храму. По легенде, Иван Грозный не раз посещал храм и даже венчался в нем с одной из своих жен. Опричный дворец царя располагался недалеко от церкви. Один из подземных ходов был направлен из Кремля к Конюшенному двору. Археологи и диггеры, не нашедшие богатейшую библиотеку Ивана Грозного в Кремле, в Коломенском и в Александровской слободе, строят все новые и новые догадки о ее предполагаемом местонахождении. По одной из современных версий, библиотека располагается под землей, на которой когда-то стояли Колымажный двор и церковь Антипия.

4. Вайгель Х. Иван IV Васильевич. Вторая половина XVI века

С храмовым двором граничила усадьба Скуратовых – видных царских вельмож. Церковь могла служить усыпальницей знатного рода. Возможно, самый легендарный Скуратов – Малюта (Григорий Лукьянович Бельский) – тоже имел к Антипьевскому храму непосредственное отношение. Косвенным доказательством этому служит тот факт, что один из приделов церкви был освящен в честь Григория Декаполита – небесного покровителя Малюты, если, конечно, у такого свирепого человека мог быть небесный покровитель. При разборке церкви Похвалы Богородицы возле храма Христа Спасителя для строительства Дворца Советов была найдена могильная каменная плита, на которой было написано, что здесь похоронен убитый в Ливонской войне Малюта Скуратов. Возможно, родственники опричника перезахоронили его тело здесь. До середины XVII века усадьба на Волхонке принадлежала потомкам брата Малюты, Ивана Скуратова. Однако Антипьевская церковь не стала домовой церковью рода Скуратовых. К святому, известному исцелениями от зубной боли, со всей Москвы приходили толпы страждущих.

5. Церковь Антипия на Колымажном дворе. Современная фотография

Первый каменный храм имел всего одну главу, галерею-гульбище, обходившую церковь с трех сторон, и звонницу над парадным фасадом. На гульбище вели три крыльца. Приходской храм с галереей – явление для XVI века необычное. Это говорит о том, что прихожане церкви – царские конюхи – являлись людьми богатыми. Редкой особенностью храма Антипия Пергамского была двухчастная апсида, в большей части которой располагался главный престол, а в меньшей – придел Григория Декаполита. Вот как описывают Антипьевскую церковь XVI века архитекторы – авторы издания «Памятники архитектуры Москвы»: «Пилястры делили стены стройного четверика на три прясла, средние членения были немного выдвинуты вперед, что придавало четверику слабо выраженную крестообразность. Прясла заканчивали килевидные кокошники, их изогнутые архивольты как бы опирались на капители пилястр. Апсиды, завершенные поясом маленьких полуциркульных кокошников и перекрытые конхами с главой над меньшей из них, воспринимались первоначально несколько обособленно от четверика и сбоку выглядели как дополнительные объемы».

6. Конюшенный двор и церковь Антипия на Петровом чертеже. 1597 год

С 1625 года известно топонимическое уточнение «что в Чертолье». Чертольем звалась местность поблизости от впадения ручья Чертолье (Черторый) в Москву-реку. Исток ручья находился в Козьем болоте в районе Патриарших прудов. Черторыем он назван из-за того, что раньше ручей тек в овраге под стенами Белого города, а после дождя овраг приобретал вид а-ля «черт рыл». В XVII веке с южной стороны вместо галереи появился придел Святителя Николая. Последним владельцем усадьбы на Волхонке из рода Скуратовых стал воевода Петр Дмитриевич – праправнук Ивана Скуратова, – который продал усадьбу Михаилу Михайловичу Темкину-Ростовскому – последнему представителю этого знатнейшего боярского рода. Патриархи не раз совершали богослужения в церкви Антипия Пергамского. Документально известно, что патриарх Филарет в 1628 году отпевал и хоронил в этом храме Дмитрия Скуратова.

7. Церковь Антипия на Колымажном дворе. Современная фотография

Царь Алексей Михайлович часто посещал церковь Антипия. Однажды он положил к образу чудотворца «два зубка серебряных», потому что, по обычаю, к иконе святого Антипия подносились подвески с изображением зуба и с молитвой о здравии. При Алексее Михайловиче Конюшенный двор стал Колымажным, в нем было устроено хранилище царских экипажей. С середины XVII века к названию церкви обычно добавлялось «что у Больших конюшен», «что у государевых конюшен», а позже – «что у Колымажного двора». По количеству топонимических уточнений Антипьевский храм занимает одно из первых мест среди московских церквей. Например, известно и такое название храма Антипия Пергамского: «на Ленивом торжке». В старину улица Волхонка была торговой и именовалась Ленивкой по находившемуся на ней Ленивому торжку – городскому рынку, на котором крестьяне и посадские люди торговали с возов всем, чем придется. Такие рынки обычно были «ленивыми», то есть неоживленными.

8. Портрет Алексея Михайловича на коне. 1670-е годы

В начале XVIII века в приходе Антипьевской церкви жил думный дьяк Гавриил Федорович Деревнин – устроитель каменной церкви Илии Обыденного на Остоженке. Другим знаменитым прихожанином храма был князь Степан Борисович Куракин – тайный советник, владелец усадьбы Алтуфьево, брат «бриллиантового князя» А.Б. Куракина. Степан Борисович основал в Басманной слободе столицы Куракинскую богадельню с храмом Святителя Николая. Отец Куракина Борис Александрович был впечатлен парижским Домом инвалидов и захотел устроить в Москве похожее благотворительное заведение. Степан Борисович исполнил последнюю волю отца. Согласно московской легенде, страшный пожар 1737 года, в огне которого погиб знаменитый Царь-колокол, начался именно от храма Антипия Пергамского.

9. Церковь Антипия на Колымажном дворе. Фотография 1881 года

В XVIII веке в церкви произошли значительные изменения. В 1739-1743 годах будущий градоначальник Москвы князь С.А. Голицын перестроил Никольский придел. В 1773 году был устроен придел Великомученицы Екатерины, а в самом конце столетия возвели красивую колокольню. Наружный декор и общая композиция Никольского придела характерны для архитектуры барокко. Его отличали необычные окна с лучковыми перемычками, наличники с «ушками», белокаменные замки в подклетном этаже и лежачие нишки в междуэтажной части. Изящную невысокую колокольню поставили по оси храма XVI века на месте древнего крыльца. Кубический нижний ярус колокольни сделался своеобразным постаментом для цилиндрического яруса звона, увенчанного куполом с маленькой главкой. В северной части храма на красной линии переулка в 1798 году построили придел Иоанна Предтечи, выделенный мощным антаблементом и куполом с люкарнами по центрам фасадов.

10. Церковь Антипия на Колымажном дворе (слева придел Николая). Современная фотография

С середины XVIII века район Волхонки застраивается «дворянскими гнездами». Прихожанами церкви Антипия Пергамского стали Апраксины, Глебовы, Голицыны, Лопухины, Оболенские и представители других дворянских фамилий. Пострадавший в пожаре 1812 года Колымажный царский двор был снесен в 1830-х годах. На его месте открыли манеж для обучения верховой езде, вскоре перестроенный в пересыльную тюрьму. В то время с появлением в России железных дорог потребность в колымажных дворах сошла на нет. Поэт П.А. Вяземский прекрасно уловил эту перемену и выразил в нескольких строчках:

Когда железные дороги Избороздили целый свет, И колымажные берлоги — «Дела давно минувших лет»,

Когда и лошадь почтовая — Какой-то миф, как Буцефал, И кучер, мумия живая, Животным допотопным стал, —

Тогда, хандрою и недугом Страдая, прячась от людей, Я по шоссе тащился цугом В рыдване прадедовских дней.

11. Колокольня церкви Антипия на Колымажном дворе. Фотография 1914 года

В 1896 году в приходе церкви Антипия Пергамского поселился бытописатель московского купечества конца XIX – начала XX века П.А. Бурышкин – автор прекрасной книги «Москва купеческая». В книге Бурышкин описывает в том числе и принадлежавший его семье дом: «Я говорил о нашем доме, как о довольно парадном, добавлю, что он не был удобен для жилья: парадные комнаты были хороши, а жилые значительно хуже. По преданию, в нашем доме (он принадлежал какой-то ветви князей Оболенских) бывал Грибоедов. В доме была большая лестница. Ею будто бы вдохновился Грибоедов для четвертого акта «Горя от ума». Как бы то ни было, но когда Художественный театр начал постановку «Горе от ума», к нам в дом не раз приезжала из театра большая комиссия, сняла ряд фотографий и сделала зарисовки. Эта лестница и была воспроизведена на сцене».

12. П.А. Бурышкин. Фотография 1910-х годов

В начале XX века после долгих и тяжелых споров территорию бывшей пересыльной тюрьмы, переведенной в Бутырки, отдали под строительство Музея изобразительных искусств на Волхонке. В конце жизни в приходе Антипьевской церкви жил знаменитый художник В.А. Серов. После Октябрьской революции 1917 года в храме Антипия Пергамского служил отец Илия Громогласов — один из самых образованных московских священников того времени. Он был профессором, магистром богословия, приват-доцентом Московского университета по церковному праву, членом Общества истории древних рукописей. По лекторскому мастерству его сравнивали с профессором Московского университета, знаменитым историком В.О. Ключевским. В 1937 году отца Илию в очередной раз арестовали по ложному доносу и обвинили в «контрреволюционной агитации». 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, он был расстрелян. В 2000 году отца Илию причислили к лику святых ново-мучеников и исповедников Российских.

13. Священномученик Илия Громогласов (икона)

Антипьевская церковь была закрыта в 1929 году. Здание передали Центральным художественным курсам ассоциации художников революции (были и такие). Потом в храме хотели поместить неофилологическую библиотеку. Некоторое время в здании церкви располагались жилые помещения, пока оно не было передано Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина под подсобные помещения. В 1950-х годах сломали купол и главу придела Святителя Николая. В 1966 году москвовед М.Л. Богоявленский так описывал состояние Антипьевской церкви: «Храм стоит заброшенный, вид имеет неряшливый. Некоторые кресты сброшены, на колокольне нет крыши, подгнившая обрешетка кусками спадает вниз, купола дырявые, штукатурка отвалилась. В храме живут люди, часть занята под склад».

14. Церковь Антипия на Колымажном дворе. Фотография 1930-х годов

В 1960-х годах проходила реставрация церкви под руководством известного архитектора Л.А. Давида. Предполагалось разобрать «позднейшие наслоения», то есть приделы XVIII века, которые, по мнению реставраторов, окружали храм XVI века, как «искажающие первоначальную архитектуру шедевра древнерусского зодчества». Это предложение нашло поддержку городских органов охраны памятников, но против выступили руководители ГМИИ, которые планировали разместить в здании Антипьевской церкви библиотеку. К счастью, в нелегком споре музейщики взяли верх. Реставрация продолжалась до середины 1970-х годов. В результате древнему ядру памятника – храму Антипия Пергамского XVII века – почти полностью вернули первоначальный облик. К 1983 году были внешне отреставрированы все три основные части церкви, но главу с крестом над южным приделом не восстановили. На своде и нишах Предтеченского придела сохранилась хорошего качества стенопись середины XIX века.

15. Церковь Антипия на Колымажном дворе. Фотография 1980-х годов

Церковь Антипия была возвращена верующим в 1991 году, однако ГМИИ имени А.С. Пушкина отказывался покидать здание храма в течение четырнадцати лет. Лишь 25 февраля 2005 года, как раз в день памяти священномученика Антипия Пергамского в церкви состоялась первая за семьдесят шесть лет Божественная литургия. К настоящему времени Антипьевский храм полностью восстановлен. Совсем недавно воссоздали завершение Никольского придела. Священники церкви (особенно иерей Дмитрий Рощин) активно участвовали в реставрации храмового комплекса. В память о том, что святой Антипа исцеляет от зубной боли, в 2007 году при храме было создано небольшое общество православных стоматологов, небесным покровителем которых считается пергамский священномученик.

16. Церковь Антипия на Колымажном дворе. Современная фотография

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – одна из самых главных достопримечательностей столицы. Каждый из нас не один десяток раз любовался Панафинейской процессией над легкой ионической колоннадой. Но в большинстве случаев мы не находим десяти минут, чтобы пройти немного вдоль восточного фасада музея и встретиться с ровесником московской старины – храмом Антипия Пергамского на Колымажном дворе. В самой древней части храма ощущается влияние работавших в Москве итальянских зодчих. Солнце, выложенное в куполе, маломерный («алевизовский») кирпич, ордерные элементы, необычное завершение апсид и другие детали сближают Антипьевский храм с Благовещенским собором Кремля, церковью Вознесения в Коломенском и другими храмами, построенными итальянскими архитекторами.

17. Интерьеры церкви Антипия на Колымажном дворе. Современная фотография

Рекомендуем обойти церковь посолонь, то есть по солнцу, от востока к западу — в последовательности его застройки. С южной стороны вам встретится самый ранний Никольский придел, построенный на месте галереи, с западной – колокольня XVIII века, в оформлении которой использован мотив триумфальной арки, а с северной – придел Иоанна Предтечи с пилястровым портиком. Особенно впечатляют две алтарные апсиды церкви XVI века, одна из которых увенчана миниатюрной главкой. Храм Антипия Пергамского изменялся вместе с городом и теперь представляет собой сложное архитектурное напластование разных эпох – от XVI до XX века. Хорошо, что реставраторы в 1960-х годах не разобрали «позднейшие наслоения» и оставили церковь такой, какая она есть.

18. Интерьеры церкви Антипия на Колымажном дворе. Современная фотография
Денис Дроздов
  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

Детская экскурсия «Тайны кремлевских башен»

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Екатерина Титова

Дата: 23 НОЯ в 14:00

От Воздвиженки до Тверской

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

Дата: 23 НОЯ в 14:00

В лабиринтах пречистенских переулков

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

Дата: 24 НОЯ в 14:00

Последние новости

Все новости

Денис Дроздов рассказал о Замоскворечье и его обитателях зрителям «Москвы Доверие»

Программа «Город без окраин: Замоскворечье» телеканала «Москва Доверие» с участием Дениса Дроздова

09 Сентябрь 2024

Клуб «Шагаю по Москве» информирует о повышении стоимости экскурсий в следующем месяце

С сентября 2024 года цена экскурсий клуба «Шагаю по Москве» возрастет до 600 рублей с человека

16 Август 2024

Денис Дроздов написал статью в авторитетный журнал о нескольких зданиях Замоскворечья

Денис Дроздов написал статью для «Московского журнала» о домах на Пятницкой улице, уцелевших в пожаре 1812 года

20 Июль 2024

Презентация нового путеводителя Дениса Дроздова в легендарном книжном магазине

Денис Дроздов представит свою новую книгу «Пешеходные прогулки по центру Москвы» в магазине «Молодая гвардия»

02 Апрель 2023

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Доходный дом Титова на Арбате

В 1904 году. предприниматель Андрей Титов заказал архитектору Николаю Боборыкину возвести многоквартирный доходный дом

30 Сентябрь 2024

Пашков дом

Стоящий на Ваганьковском холме дом Пашкова – один из символов Москвы. Принято считать, что здание построено по проекту Василия Баженова, хотя вообще с домом не все просто

30 Август 2024

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Встречает всех входящих на улицу Малую Дмитровку красивейшая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

30 Июль 2024

Царь-пушка

В Кремле помимо многих орудий, боевой опыт которых доказан и неоспорим, на почетном постаменте выставлен гигант, предназначение которого до сих пор остается загадкой

30 Июнь 2024

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты