Приходите к месту встречи

Наш экскурсовод Татьяна Воронцова написала статью для «АиФ» о съемках фильма «По семейным обстоятельствам»

1. «Аргументы и Факты»

«Проблемы с фикцией». Как снимали фильм «По семейным обстоятельствам»

Чиновникам от кино фильм не нравился: они видели в нем намеки на ввод войск в Чехословакию и на то, что у Брежнева плохая дикция. А у зрителя «По семейным обстоятельствам» сразу разошелся на цитаты.

2. Проблемы были и с эпизодами с участием логопеда (Ролан Быков), поставившего Леночке диагноз «У вашей фефочки проблемы с фикцией»

Москвовед Татьяна Воронцова провела «АиФ» по местам, где побывала героиня Галины Польских в поисках вариантов квартир для обмена.

Кто бы мог подумать: будучи бабушкой и пытаясь разъехаться с собственным зятем, можно встретить свою судьбу! Пьеса Валентина Азерникова, ставшая основой кинокартины «По семейным обстоятельствам», была написана по приказу сверху. Драматурга вызвали в администрацию Театра имени Моссовета: «Срочно нужна пьеса о городе и москвичах!» «Такие глупости писать не буду», – заявил Азерников. В отвратительном настроении вошел в метро. Но, пока ехал в метро, в голову пришел сюжет: москвичи встречаются и влюбляются друг в друга в процессе обмена квартир. Спектакль поставили театры во многих городах СССР, успех был такой, что сразу несколько кинорежиссеров захотели снять подобный фильм. Победил Алексей Коренев, известный всем по «Большой перемене».

В картине «По семейным обстоятельствам», вышедшей в 1977 году, у молодых супругов Лиды (Марина Дюжева) и Игоря (Евгений Стеблов) рождается ребенок. Живут они с мамой Лиды Галиной Аркадьевной (Галина Польских) в районе Никитских Ворот. Нам показывают площадь Никитских Ворот, сталинские дома, свежепостроенное здание ТАСС. Место прекрасное, но герои решают разменять квартиру в центре из-за сложных семейных обстоятельств: Лида и Игорь настаивают, чтобы Галина Аркадьевна ушла с работы и посвятила себя заботе о внучке. Но женщина, будучи руководителем крупного предприятия, не желает становиться просто бабушкой и требует, чтобы молодые наняли няню. Найти такую непросто – с Леночкой сидит няня-пенсионер (Анатолий Папанов).

3. Нам показывают площадь Никитских Ворот, сталинские дома, свежепостроенное здание ТАСС

Галина Аркадьевна, объехав пол-Москвы в поисках подходящих вариантов для размена, обращается к подпольному маклеру Эдуарду Бубукину (Владимир Басов). Опасаясь преследования со стороны правоохранительных органов за незаконную деятельность, Эдуард разговаривает как шпион. Поэтому его диалоги с Галиной Аркадьевной и другими клиентами сногсшибательны: «У меня есть две кофточки с окнами на юг», «Зять у меня – чех, компакт чешский».

Кстати, изначально эпизод о чешском унитазе вырезал редактор Госкино: в словах героини Польских он узрел... намек на ввод советских танков в Прагу. Только в перестроечные времена эту сцену снова вернули в картину.

Проблемы были и с эпизодами с участием логопеда (Ролан Быков), поставившего Леночке диагноз: «У вашей фефочки проблемы с фикцией». Чиновники требовали исключения сцены: «Скажи: «Ыба». «Селедка!» – кричит Леночка. «Так. Надо лечить. Я фам фыпишу напъявление. И вы буфете прифозить фефочку ко мне дфа яза в нефелю». – «Куда?» – «На улицу Койкого». В Госкино решили, что создатели картины посмеялись над Брежневым, не выговаривающим многие буквы.

4. Когда по наводке маклера Галина Аркадьевна едет смотреть очередную квартирку, мы видим Ленинский проспект

Когда по наводке маклера Галина Аркадьевна едет смотреть очередную квартирку, мы видим Ленинский проспект, дом № 123. Эта панельная серия появилась в конце 1970-х годов, в преддверии Олимпийских игр. Новые зеленые районы Юго-Запада тогда активно заселялись. Тут героиня Польских встречается со своим будущим мужем Николаем Павловичем (Евгений Евстигнеев). Он не в курсе обмена и полагает: мать Изольда Тихоновна (Евгения Ханаева) хочет таким образом познакомить своего великовозрастного сына-холостяка с одинокой женщиной. «Я не очень молодой и не очень удачливый художник». «Хуже! – отвечает героиня Польских. – Вы не очень молодой и не очень удачливый Дон Жуан!»

5. В картине «По семейным обстоятельствам» героиня Галины Польских, идя по улице Косыгина, рассматривает окрестности

Показывают нам и выставку-квартирник: герой Евстигнеева – художник и специализируется на городских пейзажах. Сюжеты выбирает в том числе по совету мамы: «В наше время художник не может работать стихийно. Надо знать, что увековечивать». Монолог Изольды Тихоновны гениален: «В один прекрасный день один умный человек предложил построить Новый Арбат. Другой умный человек решил сломать для этого Старый Арбат! Вот когда все здесь сломали, тогда выяснилось, что картины моего сына представляют не только художественную, но и историческую ценность! Потом, в один прекрасный день, я читаю в газетах, что еще один умный человек решил построить Новокировский проспект и для этого сломать Домниковку! Тогда я сказала сыну: «Иди на Домниковку и рисуй! Рисуй быстро!» Домниковка – это нынешние улица Маши Порываевой и проспект Сахарова.

Галина Аркадьевна все-таки выходит замуж за Николая Павловича, и уже ей самой приходится подстраиваться под маму супруга: «Раньше я кто была? Теща. А теперь кто? Невестка!»

Дальше по сюжету фильма к Изольде Тихоновне приезжает в гости друг молодости Рожден (Бухути Закариадзе), умоляет выйти за него и переехать на Кавказ. Сцена объяснения пожилой пары происходит на Северном речном вокзале (Ленинградское шоссе, 51). Там же гуляют герои Польских и Евстигнеева, а также молодые Лида с Игорем в ожидании второго ребенка. Сейчас это место далеко не в лучшем состоянии, но в фильме мы видим его во всем великолепии: красивая набережная, чудесный сквер, а в «ажурном» здании вокзала – шикарный ресторан в стиле ар-деко, где герои сидят на открытой террасе.

6. Сцена объяснения пожилой пары происходит на Северном речном вокзале

В самом финале среднее и младшее поколения семьи провожают Изольду Тихоновну, уезжающую на поезде к Рождену. Видим платформу Рижского вокзала (Рижская пл., 1). Этот вокзал Москвы чаще других показывают в кинофильмах: в «Семнадцати мгновениях весны», в «Вокзале для двоих», в «Ошибке резидента». Почему? Он не был перегружен так, как другие, что и давало возможность провести съемку без ущерба для железнодорожного движения. В финале фильма жизнь налаживается у всех героев. Лида и Игорь ждут второго ребенка, герои Польских и Евстигнеева счастливы в браке. И даже к неприступной и холодной с виду Изольде Тихоновне приходит любовь. Квартирный вопрос, поднятый еще Булгаковым, вовсе не испортил эту московскую семью.

7. В самом финале среднее и младшее поколения семьи провожают Изольду Тихоновну


  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

25 МАЯ в 11:30

Детская экскурсия по Замоскворечью

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Денис Дроздов

25 МАЯ в 12:00

Переулками от Пречистенской набережной до Остоженки

Продолжительность: 2 часа

Гид: Татьяна Воронцова

25 МАЯ в 13:00

Волшебный модерн. В окрестностях гостиницы «Метрополь»

Продолжительность: 2 часа

Гид: Александра Гурьянова

25 МАЯ в 13:30

В тени Бульварного кольца. Тверской бульвар

Продолжительность: 2 часа

Гид: Екатерина Барыбина

Бесплатно для членов клуба

Последние новости

Все новости

Александра Гурьянова познакомила зрителей YouTube-канала с архитектурой Эрихсона

Наш экскурсовод Александра Гурьянова снялась в ролике, посвященном наследию Адольфа Эрихсона

20 Май 2019

Даниил Давыдов возглавил подземную экспедицию «КП» по поиску исторических артефактов

Наш экскурсовод Даниил Давыдов сводил корреспондентов «Комсомольской правды» в подземную реку Чуру

13 Май 2019

Татьяна Воронцова раскрыла тайны фильмов «Покровские ворота» и «Место встречи изменить нельзя»

Программа «Тайны кино» телеканала «Москва 24» с участием нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой

15 Апрель 2019

Даниил Давыдов рассказал читателям «Российской газеты» о возможности устройства подземного музея

Репортаж «Российской газеты» о диггерских тропах Неглинки с участием нашего экскурсовода Даниила Давыдова

18 Февраль 2019

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Москва в кино. «Москва слезам не верит». Часть II

По воле режиссера мы переносимся из конца 1950-х в конец 1970-х годов. Совсем другое время, другие москвичи, другие герои фильма

30 Апрель 2019

Москва в кино. «Москва слезам не верит». Часть I

Среди массовых картин советской эпохи «Москва слезам не верит» – одна из культовых. В фильме показана Москва двух эпох: 1950-х и конца 1970-х годов

15 Апрель 2019

Подвиг Василия Марина во время пожара Большого театра

Как говорили древние, есть три вещи, за которыми наблюдать можно бесконечно: как горит огонь, как течет вода, как работают люди

30 Март 2019

Усадьба Трубецких-Бове в Петровском переулке

С 1668 года в Петровском переулке находилась часть родовой усадьбы Нарышкиных – знатных дворян царя Алексея Михайловича

15 Март 2019

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты