Приходите к месту встречи

Статья «АиФ» нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой о съемках фильма «Мастер и Маргарита»

1. «Аргументы и Факты»

Адреса Мастера и Маргариты: зачем Юрий Кара «переселял» героев Булгакова?

Почему Воланд перед отлетом рассматривает Москву с крыши «Ленинки» и как гости бала оказались в Сандунах?

2. Кадр из фильма

Москвовед Татьяна Воронцова нашла ответы на эти вопросы и рассказала «АиФ», где в картине «Мастер и Маргарита» проходил бал Сатаны.

В картине «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, снятой в 1994 году, но долгое время не видевшей свет из-за разногласий режиссера и продюсеров ленты, Москва появляется в первых же кадрах: красивый панорамный вид Кремля и Патриарших прудов, с высоты птичьего полета среди плотной городской застройки выглядящих зеленым прямоугольником с прудиком в центре.

«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина...» Действие начинается с того, что Берлиоз (Михаил Данилов) и Бездомный (Сергей Гармаш) приходят на бульвар. «Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной». Но в фильме герои сидят наоборот – спиной к Патриаршим прудам, лицом к Малой Бронной. Посадив героев таким образом, оператор убивает сразу двух зайцев – показывает павильончик, стоящий на пруду, и узнаваемый рисунок ограды. И московский зритель сразу понимает: дело происходит действительно на Патриарших. Но дальше – монтаж. Берлиоз и Бездомный переходят трамвайные пути и пьют воду на Чистых прудах. В кадре театр «Современник». Объясняется подмена просто: в романе Берлиозу голову отрезает трамвай, но на Патриарших трамвайных путей нет.

3. В фильме герои сидят наоборот — спиной к Патриаршим прудам, лицом к Малой Бронной

Дальше погоня Бездомного за странной троицей Воландом (Валентин Гафт), Коровьевым (Александр Филиппенко) и котом Бегемотом (Виктор Павлов). Мелькают переулки в окрестностях Патриарших, потом герой Гармаша оказывается на Васильевском спуске и Красной площади. Слышим вопль Бездомного: «Здесь, в Кремле, укрылась нечистая сила!» Нам показывают и «МАССОЛИТ», у Булгакова эта литературная организация располагалась на бульваре, но киношники поселили литераторов в Центре восстановительной медицины и реабилитации у станции метро «Речной вокзал». Усадебный дом купца Митрофана Грачева еще называют «Монте-Карло в Ховрино»: по преданию, он выиграл деньги на постройку особняка в карты и попросил архитектора Льва Кекушева, чтобы постройка напоминала по виду казино в Монте-Карло.

Клиника профессора Стравинского, куда отвезли Иванушку Бездомного и где к тому моменту обитал Мастер (Виктор Раков), в романе находится на окраине города. Но в фильме нам показывают самый центр – врачебно-физкультурный диспансер на Земляном Валу, 53, стр. 8. Место это популярно у киношников, вспомним хотя бы «Покровские ворота». У бывшей усадьбы Усачевых-Найденовых очень приметное крылечко, на котором сидят львы и грифоны, они как раз и мелькают в кадре «Мастера и Маргариты».

4. У бывшей усадьбы Усачевых-Найдёновых очень приметное крылечко

Для сеанса черной магии Воланда Кара нас приводит в сад «Эрмитаж» на Каретном Ряду. Роскошные фонари, аллеи, аттракционы, летняя эстрада. Зданием варьете, где проходит выступление Воланда, стал Зеркальный театр, который сегодня занимает «Новая опера».

5. Зданием варьете, где проходит выступление Воланда, стал Зеркальный театр, который сегодня занимает «Новая опера»

Особняк Маргариты (Анастасия Вертинская) расположен на Остоженке, 21. Отсюда в одну из ночей она вылетает на метле. Пролетая около Дома драмлита, где жил ненавистный ей критик Латунский (Владислав Ковальков), разгромивший роман Мастера, героиня Вертинской разбивает ему окна. У Булгакова во время полета Маргарита невидима и абсолютно обнажена, а в картине героиня своим полетом привлекает внимание прохожих.

В романе встреча Азазелло (Владимир Стеклов) и Маргариты происходит в Александровском саду, а в фильме герои сидят на скамеечке, поставленной кинематографистами на Большом Москворецком мосту.

6. В фильме герои сидят на скамеечке, поставленной кинематографистами на Большом Москворецком мосту

Подвальчик, где жил Мастер, снимали в Мансуровском переулке, 9. Это деревянный дом на каменном основании. В фильме можно увидеть его и снаружи, и изнутри. Но в сцене, когда Маргарита спешит к Мастеру, по воле киношников героиня почему-то идет по Малому Ивановскому переулку

Великий бал у сатаны начинается в замечательной подмосковной усадьбе «Марфино» в двадцати пяти километрах от Москвы по Дмитровскому шоссе, там сегодня размещается санаторий. В роскошном комплексе снимались эпизоды приезда гостей. Архитектура в стиле неоготики, навевающая мрачные мысли... А непосредственно бал проходил в Сандунах (Неглинная, 14, стр. 7). Действующие с 1808 года публичные бани не раз уже привлекали внимание кинематографистов. В бассейне Сандунов великий Сергей Эйзенштейн снимал в 1925 году шторм на Черном море для немой ленты «Броненосец «Потемкин». В Сандунах парились персонажи Сергея Бодрова-младшего в «Брате-2» и Арнольда Шварценеггера в «Красной жаре». В Сандуны приезжают герои картины «Старый Новый год». В фильме Юрия Кары на балу у Сатаны присутствуют Ленин, Сталин, Гитлер, Петр I, Наполеон. Булгаков бы этому очень удивился – он их «не приглашал».

7. Бал проходил в Сандунах

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло». У Булгакова герои рассматривают Москву с дома Пашкова. Но в фильме съемки ведутся с крыши Российской государственной библиотеки имени Ленина (Воздвиженка, 3/5). С «Ленинки» открывались более удачные ракурсы на Кремль, на центр города, и не попадал в кадр образец хрущевской архитектуры Государственный Кремлевский дворец, разрушающий антураж 1920-1930-х годов. Скульптуры, которые высятся на крыше библиотеки, в фильме обмотаны тканью и перевязаны веревками, что тоже создает мистическую ауру.

8. С «Ленинки» открывались более удачные ракурсы на Кремль, на центр города

В финале мы слышим слова Воланда о Москве: «Какой интересный город, не правда ли?» И с героем Валентина Гафта трудно не согласиться.

Источник: газета «Аргументы и факты»



  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

29 АПР в 12:00

Детская экскурсия «Тайны кремлевских башен»

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Екатерина Титова

29 АПР в 12:00

Тайны китайгородских двориков

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

29 АПР в 13:00

Переулками от Мясницкой до Покровки

Продолжительность: 2 часа

Гид: Татьяна Воронцова

29 АПР в 14:00

«У Харитонья в переулке»

Продолжительность: 2 часа

Гид: Мария Подъяпольская

Последние новости

Все новости

Татьяна Воронцова показала читателям «АиФ», где снимали знаменитый советский фильм

Статья «АиФ» нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой о съемках фильма «Мастер и Маргарита»

09 Апрель 2018

Денис Дроздов написал статью в авторитетный журнал об известной аптеке на Большой Полянке

Статья нашего экскурсовода Дениса Дроздова в «Московском журнале», посвященная аптеке Феррейна

02 Апрель 2018

Татьяна Воронцова познакомила читателей «АиФ» с Москвой из советского фильма

Наш экскурсовод Татьяна Воронцова написала статью для «АиФ» о съемках фильма «По семейным обстоятельствам»

19 Март 2018

Даниил Давыдов поведал читателям известного журнал о московских реках, речках и ручейках

Наш экскурсовод Даниил Давыдов написал статью для «Московского журнала», посвященную рекам Москвы

12 Март 2018

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Смоленская площадь

История Смоленской площади – это прежде всего история московской торговли, существовавшей здесь задолго до появления площади

15 Апрель 2018

«Дом под рюмкой» на Остоженке

В доходном доме купца Якова Филатова, напоминающем средневековый замок, отразились яркие тенденции архитектуры Москвы Серебряного века

30 Март 2018

Тверское подворье на Кузнецком мосту

На знаменитой московской улице улице, скрытые во дворе за домами от посторонних глаз, притаились древние палаты Тверского подворья

15 Март 2018

Где жили герои главных комедий Эльдара Рязанова

Режиссер Эльдар Александрович Рязанов – автор комедий, составляющих золотой фонд отечественного кино, сочетающих юмор с большой любовью к людям

15 Февраль 2018

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты
Подписаться на рассылку
E-mail:
Имя: