Наш экскурсовод Татьяна Воронцова написала статью для «АиФ» о съемках фильма «Цирк»«Любой ценой». На съемках «Цирка» Орлова получила ожоги третьей степени 25 мая 1936 года на премьеру картины «Цирк» в Парке имени Горького собрались 20 тысяч человек. Москвовед Татьяна Воронцова провела «АиФ» по местам, где в Москве побывала американская циркачка Мэри с сыном-негритенком. Работа над картиной «Цирк» велась на «Мосфильме» (Мосфильмовская ул., 1). Авторами сценария были Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев, написавшие пьесу «Под куполом цирка». Диалоги правил Исаак Бабель. Бабеля репрессировали и факт его участия в «Цирке» не афишировали. А Ильф и Петров, посмотрев готовую картину, пришли в ярость – насколько переиначили их сценарий и сняли картину в духе идеологической борьбы с американским расизмом. Писатели потребовали, чтобы их имен не было в титрах. Тем не менее своей картиной Григорий Александров смог угодить и нашим, и вашим – «Цирк» получил и Сталинскую премию I степени, и Гран-при на Международной выставке в Париже. Знаменитый режиссер Сергей Эйзенштейн сказал об Александрове: «Гриша всегда умело балансирует на проволоке». У этого замечания была реальная подоплека. В молодости Александров выступал в цирке с акробатическими трюками, потом стал актером Московского первого рабочего театра Пролеткульта, где познакомился с режиссером Сергеем Эйзенштейном. В одном из его спектаклей Григорий Александров ходил над зрительным залом по проволоке, исполняя опасный номер. «Цирк», снятый в 1936 году, сегодня воспринимается как своеобразный кинодокумент. Например, в самом начале фильма Григория Александрова американская циркачка Мэри Диксон (Любовь Орлова) и советский атлет Иван Петрович Мартынов (Сергей Столяров) музицируют в гостиничном номере «Москвы» и поют: «Широка страна моя родная...» (ул. Охотный Ряд, 2). Одна из крупнейших гостиниц столицы была построена в 1933-35 годах. В 2004 году ее разобрали, а в 2013 – снова воспроизвели. В «Цирке» нам показывают вид сверху на Красную площадь. В кадре... двуглавые орлы на Спасской башне и Историческом музее. В первые годы после революции почти все орлы были уничтожены. Но вопрос о замене царских символов на красные звезды на башнях Кремля и здании Исторического музея некоторое время откладывался, так как это было связано с большими финансовыми расходами. Мы видим недавно отстроенные каменный Мавзолей, трибуны справа и слева. Уже в 1917-18 годах у кремлевской стены хоронили героев революции. Поэтому вопрос о том, где должен быть захоронен Ленин, не стоял. Велось лишь обсуждение – могила это будет либо склеп. Родственники, особенно вдова Надежда Константиновна Крупская, были против того, чтобы из предводителя революции сделать божество. Но слушать их никто не стал, и тело Ленина решили бальзамировать... В 1929 году проходил архитектурный конкурс мавзолеев, в котором участвовали все желающие. Были абсолютно сумасшедшие проекты – с глобусами, башнями... Спасибо, что в итоге выбрали гранитную усыпальницу архитектора Щусева, который к ансамблю Красной площади отнесся максимально корректно. В «Цирке» мы видим старую застройку за храмом Василия Блаженного – квартал двух- трехэтажных зданий. Это были небольшие гостиницы и жилые дома, которые вскоре после премьеры картины снесли. Сразу понятно, что съемки проходят накануне Первомая: на крыше ГУМа лежат буквы «май», едут машины для декорирования Красной площади. Вдоль стен Исторического музея на Никольскую и назад через Кремлевский проезд на Манежную следуют трамваи. В кадр попадает Казанская церковь на углу Красной площади и Никольской улицы. В 1936 году храм уже без креста, без маковки купола, но еще не снесен. Тогда эти площади принадлежали Историческому музею. Вскоре после съемок Казанскую церковь снесли, на ее месте построили павильон в честь III Интернационала, а потом общественный туалет. В 1990-е годы собор Казанской иконы Божией Матери отстроили заново. Из ресторана на крыше гостиницы «Москва» мы любуемся прекрасным видом на Театральную площадь. Еще один кинодокумент в «Цирке» – Метрополитен имени Кагановича (московское метро изначально носило имя сподвижника Сталина Лазаря Кагановича). В фильме есть смешная сцена: конструктор-любитель Шурик Скамейкин (Александр Комиссаров) с негритенком (Джеймс Паттерсон) на руках пытается взбежать по идущему вниз эскалатору. Снимался эпизод на станции «Охотный Ряд» – впервые в истории советского кино съемки велись в подземке. В сцене, где дочь директора цирка Раечка (Евгения Мельникова) по глупости пробалтывается цирковому западному предпринимателю-злодею Францу фон Кнейшицу (Павел Массальский) о планах советского цирка по созданию уникального номера «Полет в стратосферу», перед нами открывается вид из кафетерия гостиницы «Метрополь» на Лубянку – Народный комиссариат внутренних дел СССР (Лубянская пл., 2). Совсем скоро в застенках НКВД будут допрашивать автора идеи «советского Голливуда» зампредседателя Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР Бориса Шумяцкого – идейного вдохновителя картин «Веселые ребята», «Тринадцать», «Цирк» и других. В 1938 году его расстреляют, а потом реабилитируют посмертно. Безусловно, яркий момент картины – головокружительный номер «Из пушки на Луну» циркачки Мэри Диксон. Специальная пушка, из которой вылетала артистка, была доставлена в Цирк на Цветном бульваре (Цветной бул., 13). Трюк выполняла дублерша Вера Буслаева. Но Любови Орловой тоже досталось. Для съемок эпизода была изготовлена стеклянная площадка на жерле пушки, внутри которой был прожектор. Каждый дубль снимали по многу раз. От света площадка накалилась, как сковородка на огне. Но актриса исполнила свои танец и песню. Когда прозвучала команда «Снято!», Орловой сразу вызвали «скорую» – она получила ожоги третьей степени. К премьере картины готовились всерьез – закупили отличную аппаратуру в Америке, специально к 25 мая 1936 года открыли Зеленый театр Центрального парка культуры имени Горького. На первый показ собрались 20 тысяч человек. Зрители были в восторге. И никто не знал, что вскоре начнется Большой террор 1937 года и реальность жизни в Советском Союзе станет совсем не похожа на сказку из фильма «Цирк». Источник: газета «Аргументы и факты»
|
Ближайшие экскурсииОт Кисловской слободы до Консерватории Продолжительность: 2 часа Гид: Виктор Сутормин Дата: 14 ДЕК в 13:00 Новогодние забавы в старой Москве Продолжительность: 2 часа Гид: Виктор Сутормин Дата: 15 ДЕК в 15:00 |
Последние новостиВсе новости |
|||
Денис Дроздов рассказал о Замоскворечье и его обитателях зрителям «Москвы Доверие» Программа «Город без окраин: Замоскворечье» телеканала «Москва Доверие» с участием Дениса Дроздова 09 Сентябрь 2024 |
Клуб «Шагаю по Москве» информирует о повышении стоимости экскурсий в следующем месяце С сентября 2024 года цена экскурсий клуба «Шагаю по Москве» возрастет до 600 рублей с человека 16 Август 2024 |
Денис Дроздов написал статью в авторитетный журнал о нескольких зданиях Замоскворечья Денис Дроздов написал статью для «Московского журнала» о домах на Пятницкой улице, уцелевших в пожаре 1812 года 20 Июль 2024 |
Презентация нового путеводителя Дениса Дроздова в легендарном книжном магазине Денис Дроздов представит свою новую книгу «Пешеходные прогулки по центру Москвы» в магазине «Молодая гвардия» 02 Апрель 2023 |
Доходный дом Титова на Арбате В 1904 году. предприниматель Андрей Титов заказал архитектору Николаю Боборыкину возвести многоквартирный доходный дом 30 Сентябрь 2024 |
Пашков дом Стоящий на Ваганьковском холме дом Пашкова – один из символов Москвы. Принято считать, что здание построено по проекту Василия Баженова, хотя вообще с домом не все просто 30 Август 2024 |
Церковь Рождества Богородицы в Путинках Встречает всех входящих на улицу Малую Дмитровку красивейшая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках 30 Июль 2024 |
Царь-пушка В Кремле помимо многих орудий, боевой опыт которых доказан и неоспорим, на почетном постаменте выставлен гигант, предназначение которого до сих пор остается загадкой 30 Июнь 2024 |
Последние фото- и видеоотчетыВсе фото- и видеоотчеты |
|||
|