Приходите к месту встречи

Наш экскурсовод Татьяна Воронцова написала статью для «АиФ» о съемках фильма «Три тополя на Плющихе»

1. «Аргументы и Факты»

Кинопамятник Москве. Почему «Три тополя» переехали с Шаболовки на Плющиху

Премьера картины «Три тополя на Плющихе», снятой в 1967 году Татьяной Лиозновой, состоялась 15 марта. Она сразу же выбилась в лидеры проката.

2. Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе» 1967 года

Москвовед Татьяна Воронцова рассказала «АиФ» о местах съемок киноленты.

Фильм ставился по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Но в конце 1960-х слово «Шаболовка» уже прочно ассоциировалось с телевидением. По мнению режиссера Татьяны Лиозновой, это могло помешать зрительскому восприятию. Пошли от обратного – сначала выбрали место в Москве, куда приезжает деревенская жительница Нюра (Татьяна Доронина), чтобы продавать домашнюю ветчину по поручению своего мужа Гриши (Вячеслав Шалевич). Решили, что сноха Нина (Алевтина Румянцева) будет жить близ улицы Плющихи...

Картина «Три тополя на Плющихе» стала своего рода кинопамятником Москве. Начинается фильм с утренних городских пейзажей – набережная Тараса Шевченко, на дальнем плане виднеется МГУ. Прогулочные кораблики пришвартованы в ожидании пассажиров в районе парка имени Горького, вдали Фрунзенская набережная и Крымский мост. Мы видим круглую площадь Дзержинского (Лубянскую), построенную вокруг памятника, «Детский мир», на дальнем плане – стройка гостиницы «Интурист» и нового корпуса здания Совета министров СССР. Нам показывают Крымскую эстакаду, наземный вестибюль станции метро «Парк культуры».

Интеллигентный таксист Саша (Олег Ефремов) подбирает Нюру на Комсомольской площади. Глазами героини Дорониной мы смотрим на две высотки, Каланчевскую эстакаду. Но еще нет универмага «Московский» и проспекта Сахарова – видна старая застройка бывшей Домниковской улицы.

3. Таксист Саша в исполнении Олега Ефремова подбирает деревенскую женщину Нюру, героиню Татьяны Дорониной, на Комсомольской площади

Одного из пассажиров такси Саша высаживает на Большой Пироговской улице, 51. Это общежитие Института красной профессуры, добротный образчик архитектуры авангарда 1920‑30-х годов. В плане здание напоминает пилу.

Этот кадр с сидящими в такси Дорониной и Ефремовым стал одним из самых знаменитых в советском кино. А вот в дальнейших путешествиях по Москве начинается путаница. В реальности от Большой Пироговской до Плющихи, куда надо Нюре, рукой подать. Но такси колесит по Москве – Садовое кольцо, Манежная площадь, проспект Калинина (нынешний Новый Арбат). В кадр попадает финальная стадия сооружения Нового Арбата. Повсюду подъемные краны – идет ключевая московская стройка 1960-х. Уже возведены дома-книжки и высотные здания на противоположной стороне, но часть окон еще не остеклена. Между домами-книжками пока нет магазинов «Москвичка» и «Весна», бара «Жигули».

С Нового Арбата персонажи фильма почему-то уезжают в Сивцев Вражек, снова заглядывают на Манежную площадь. В 1967 году она еще проезжая, по ней летят машины, автобусы. Потом Нюра и Саша оказываются на Смоленской набережной, далее возвращаются на Комсомольскую площадь. Герой покупает в кинотеатре «Горизонт» билеты. Затем они едут на Большую Садовую (видна высотка на площади Восстания) и снова на Смоленскую набережную.

4. Манежная площадь. Фото АиФ

Наконец после этого длительного вояжа они приезжают на Плющиху. Перед этим происходит интересный диалог. Героиня объясняет, куда ей надо: «Там дом такой, что и проглядеть-то нельзя. Отовсюду видать». – «Высотный, что ли? Так он на Смоленской». – «Ну что ты, на Смоленской... Мост там. И церква старая. Как дом-то сложили, так церква в землю ушла. Скукожилась». Нюра описывает вполне конкретное место. Это знаменитый Дом архитекторов, который смотрит на Москву-реку (Ростовская набережная, 5).

Здание показано и с лицевой, и с тыльной стороны. Когда Нюра подходит к окну, мы видим Ростовские переулки вблизи Плющихи. Кстати, домашние сцены снимались не в павильоне, а в реальной квартире дома. Хозяева на время уступили жилье съемочной группе. Деревенские сцены тоже сняты в реальных домах – в деревне Смедово Московской области.

Во дворе Дома архитекторов действительно когда-то стояла «церква старая» – Благовещения Господня XVII века. Архитектор Щусев выбрал для своего здания необычную форму – подкову, чтобы старинный храм обойти. В 1932 году церковь была складом, а на стыке 1960-70-х годов храм снесли.

Если помните, Саша ждет Нюру рядом с кафе «Три тополя» в 6-м Ростовском переулке. Старшие жители Плющихи рассказывают: когда увидели, что в районе строится деревянная площадка, очень обрадовались – будет место для танцев. И каково же было разочарование, когда выяснилось, что это декорации для съемок, а танцплощадки им не видать. Так что «Три тополя» на Плющихе – это вовсе не три дерева, а кинокафе. Сейчас на этом месте парковка.

5. Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе» 1967 года

Так хорошо, как в фильме Татьяны Лиозновой, сталинские высотки не были представлены ни в одной киноленте. Показаны все «семь сестер», как называют их иностранцы: на Каланчевке, на Котельнической, на площади Восстания (ныне Кудринской), МГУ, Министерство иностранных дел, гостиницы «Украина» и «Ленинградская».

Высотки в фильме предстают неслучайно, ведь это гордость, отличительный знак столицы. Идея их сооружения была принята в 1947 году, когда Москва впервые пышно праздновала свой день рождения – 800 лет. Должно было появиться восемь высоток – каждая символизировала столетие, прожитое Москвой. Заложили восемь фундаментов. Восьмая высотка по проекту архитектора Дмитрия Чечулина должна была появиться в Зарядье и стать самой большой из всех. Но на определенной стадии строительства спохватились: если вывести запланированную высоту в тридцать четыре этажа, плюс еще и шпиль с башней, то с нее будет обстреливаться вся территория Кремля... Стройку заморозили. Дмитрий Николаевич потом долгие десять лет перерабатывал проект. И приспособил фундамент тоже для гигантского, но все-таки горизонтально ориентированного комплекса гостиницы «Россия». В 2006 году ее снесли.

6. Высотка на площади Восстания (ныне Кудринской). Фото АиФ

Зрители картины «Три тополя на Плющихе» глазами Нюры, восхищенной красотой и мощью столицы, видят огромный современный город с широкими проспектами, прекрасными площадями, уникальными зданиями. Москва в фильме динамичная, активно развивающаяся. Много транспорта: автобусы, троллейбусы, машины, трамваи, речные суда. Деревенская жительница потрясена ритмом жизни столицы. Впрочем, и сегодня люди, впервые приехавшие в Москву, поражаются мощи и красоте нашего города.



  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

Переулками от Мясницкой до Покровки

Продолжительность: 2 часа

Гид: Татьяна Воронцова

Дата: 28 НОЯ в 12:00

Малая Дмитровка и ее окрестности

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

Дата: 28 НОЯ в 14:00

От Чертольских ворот до Арбатских

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

Дата: 29 НОЯ в 14:00

Варварка и Зарядье

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 05 ДЕК в 15:00

Последние новости

Все новости

Денис Дроздов побеседовал с корреспондентом «России-1» о доходном доме 1880-х годов

Денис Дроздов в программе «Вести в 20:00» рассказал о доме Николая Григорьева в Кадашах

16 Ноябрь 2020

Татьяна Воронцова рассказал «России-1» об отреставрированном кинотеатре

Программа «Вести в 20:00» о кинотеатре «Художественный» на «России-1» с участием Татьяны Воронцовой

09 Ноябрь 2020

Наш экскурсовод Денис Дроздов рассказал корреспонденту ТВЦ о дворах-колодцах

Программа «Это интересно. Приветы из прошлого» телеканала ТВЦ с участием Дениса Дроздова

26 Октябрь 2020

Татьяна Воронцова побеседовала с ведущим Владимиром Раевским о Москве начала 2000-х годов

Татьяна Воронцова прочитала лекцию о Москве в фильме «Брат-2» для Департамента культурного наследия

19 Октябрь 2020

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Четыре Александра. Часть II

Есть некая странная закономерность в том, что в России новый правитель обычно проводит курс, противоположный линии своего предшественника

15 Ноябрь 2020

Четыре Александра. Часть I

Отношение жителя России к властям предержащим – всегда двоякое. Оно зависит от места (чем ближе к власти человек стоит, тем старательнее лобызает ее во все места)

30 Октябрь 2020

Церковь Георгия в Старых Лучниках

Первое упоминание в летописи о церкви на этом месте относится к 1460 году. Происхождение названия «в Старых Лучниках» вызывает споры

15 Октябрь 2020

Дом Миндовского в Пречистенском переулке

Особняк Николая Миндовского на углу Пречистенского и Староконюшенного – одна из самых интересных построек в стиле неоклассицизм в Москве

30 Сентябрь 2020

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты