Приходите к месту встречи

Старопанский переулок

Название переулка образовано от местности «старые паны» – здесь в XVI веке располагался Панский двор – торгово-дипломатическое представительство Польши в Москве. Впрочем, тогда переулок звался Космодамианским по стоявшему здесь храму. Святых бессребреников Косму и Дамиана, прославившихся в древности как целители, которые избавляли людей от недугов и не брали за это денег, в народе очень почитали, и во славу им в Москве было воздвигнуто несколько церквей. Переулков Космодамианских тоже было несколько, что и послужило в 1922 году вполне убедительным предлогом для переименования. На углу Старопанского и Богоявленского переулков стояла та самая фабрика латунных изделий купца Карунина, по которой площадь когда-то называлась Карунинской. Во второй половине XIX века здание купил основатель и владелец Даниловской мануфактуры Василий Ефремович Мещерин. По его приказу были снесены все старые постройки и в 1877–1878 годах возведено так называемое Мещеринское подворье. Слово «подворье» в старину означало постоялый двор для приезжающих в город монастырских настоятелей и монахов. Возникали такие заведения, когда кто-нибудь завещал либо дарил обители подходящий участок, или когда государь жаловал землями монастырь. Постояльцами были, конечно, не только особы духовного звания, но и миряне, которым требовался приют добропорядочный и тихий. Впоследствии гостиницы, рассчитанные на такой тип постояльцев, стали именовать себя подворьями.

1. Старопанский переулок. Современная фотография

«Подворья представляют собою нечто среднее между гостиницей и меблированными комнатами. Цены в рекомендуемых нами подворьях – как во второклассных гостиницах. Обстановкой и удобствами эти подворья не уступают недорогим гостиницам, а некоторые из них обставлены даже с большим комфортом, и все подворья гораздо спокойнее гостиниц. При рекомендуемых подворьях имеется очень хорошая кухня, не слишком дорогая, но буфеты с винами большею частью отсутствуют. Меблированные комнаты, с ценами за комнату еще более дешевыми, чем в подворьях. Для приезжающих в Москву надолго – остановиться в меблированных комнатах удобнее потому, что за номер можно платить помесячно (в гостиницах это стоит почти не дешевле, чем посуточно, так как считается невыгодным сдавать номера на большие сроки со скидкой). Цена меблированных комнат в месяц от 15-20 рублей Жизнь в меблированных комнатах дешевле еще и потому, что при них имеется очень недорогая кухня с обедами по «menu» в 35-50 копеек за 2 блюда. Считаем долгом предупредить читателей, что выбирать меблированные комнаты следует с большой осмотрительностью, так как многие из них, несмотря на воспрещение администрации, служат больше приютом на ночь для целей разврата, чем для пассажиров, что, конечно, причиняет квартирантам беспокойство». («Новый путеводитель по Москве», Книгоиздательство П. А. Максимова, М., 1908).

2. Двор Мещеринского подворья. Фотография Сергея Мержанова 1988 года

Нижние два этажа Мещеринского подворья занимали отделения банков, выше располагалась гостиница, а на самом верху сдавались меблированные комнаты. Одну из квартир сняла приехавшая из Иркутска Коломбина, она же Маша Миронова, заплатив за месяц вперед – больше ей было не нужно, поскольку эта экзальтированная особа намеревалась прекратить свое земное существование, и 1900-й год (время действия романа Бориса Акунина «Любовница Смерти») представлялся ей весьма подходящим. Дом описан довольно точно – хотя у Акунина он на этаж выше, действительно имеется узкий, как щель, внутренний двор, а из окон верхнего этажа были видны кремлевские башни и крыша соседнего дома, пока его не надстроили еще одним этажом. Правда, отсутствуют балконы, и вряд ли красовалась на доме по другую сторону Старопанского переулка описанная в романе вывеска в виде жестяной фигуры «упитанного ангела с белыми крыльями» – но будем считать, что так все и было, как в романе, и ангел для Коломбины стал хранителем, когда она «не просто выбросилась из окна, а зачем-то разбежалась и прыгнула – очень далеко», и зацепилась подолом своего платья за вытянутую руку ангела.

3. Вид на Мещеринское подворье и «банкирский дом братьев Рябушинских». Фотография 1900-х годов

Но страховая компания «Мебиус и сыновья» с их чудотворной вывеской вряд ли могла находиться в этом конторском здании с большими окнами, сложенном из такого же глазурованного кирпича, как и тот старинный трактир на противоположном углу площади. Здесь располагались «Банкирский дом братьев Рябушинских» и Главная контора «Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями». Сдавать помещения в аренду владельцы здания не имели необходимости – как, впрочем, не имели и возможности. Площадей свободных не было, недаром же в 1911–1913 годах дом надстраивался. Это добавление исказило пропорции здания, о чем можно лишь сожалеть, потому что более ранняя перестройка дома была выполнена Шехтелем. Франц Шехтель для Степана Рябушинского построил на Малой Никитской особняк, немедленно ставший одной из достопримечательностей города, поэтому желание братьев поручить обновление фасадов своего главного представительства именно этому архитектору представляется вполне естественным. Поражает другое: стиль модерн в Москве в 1903–1904 годах еще не достиг своего расцвета, и его возможности отнюдь не исчерпаны – а Шехтель уже ищет что-то новое.

4. «Банкирский дом братьев Рябушинских». Современная фотография

Строгий фасад он не декорировал ничем, кроме неброской гирлянды над четвертым этажом, а индивидуальность облику здания придавали большие окна – тогда это выглядело необычным. Пока в строительстве не начали применяться железобетонные каркасы, сделать оконные проемы подобного размера было вообще невозможно, кирпичная стена не имела бы достаточной прочности. К тому же до появления новых систем отопления такой дом был бы очень холодным. Опережая многих своих коллег, Франц Шехтель использовал новые возможности современной ему техники. Как человек бережливый, он свои удачные находки нередко пускал в дело повторно, причем уже на качественно новом уровне. Пятью годами позже он в Малом Черкасском переулке построит дом по заказу Московского купеческого общества, и в этой работе соединится изящество модерна с лаконичностью и простотой конструктивизма.

5. Степан Павлович Рябушинский. Фотография 1900-х годов

Кстати, самая первая работа Шехтеля в стиле модерн находится как раз поблизости. Торговый дом В.Ф. Аршинова (Старопанский переулок, 5) был построен в 1899–1900 годах. Необходимость вписать фасад между двумя соседними домами не помешала архитектору сделать его изящным. Шехтель применил облицовку глазурованной плиткой типичного для модерна голубовато-зеленого оттенка, в качестве декора использовал растительный орнамент и очень характерные маскароны в виде женских головок, а этим арочным окном в три этажа просто поразил всех. Буквально годом позже при постройке особняка Дерожинской-Зиминой идею гигантского окна Франц Шехтель использует вторично (и уже совершенно потрясающим образом). А здание в Старопанском станет поворотным пунктом в творчестве Шехтеля: на этом заказе он отходит от неоготики и полностью погружается в стилистику модерна. Если бы строительство закончилось чуть раньше, здание вообще могло бы стать первым образцом московского модерна. Однако приоритет достался другому зодчему, Льву Кекушеву – в 1899 году он построил для себя дом в Глазовском переулке.

6. Доходный дом Аршинова. Современная фотография

А сейчас имеет смысл оглянуться, потому что мы чуть не проскочили маленькую церковь с необычным двухшатровым завершением, потерявшуюся между соседними высокими домами. Это и есть храм Космы и Дамиана. В нем, если верить преданию, венчался сам Иван Грозный. Немного странно – почему здесь, а не в любом из соборов Кремля? Потому что для Иоанна Васильевича то сожительство было уже шестым по счету, а ведь установления православной церкви не дозволяют венчаться более трех раз. Но царь Иван IV был не из тех людей, что применяются к обстоятельствам, и уж тем более – в подобных вопросах. Обычно он сам менял правила игры. Если нельзя, но очень хочется, значит, можно.

7. Церковь Космы и Дамиана в Старых Панах. Фотография 1927 года

Виктор Сутормин
  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

Тайны китайгородских двориков

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 08 ДЕК в 12:00

От Гнездников к Столешникам

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

Дата: 08 ДЕК в 14:00

Переулками от Мясницкой до Покровки

Продолжительность: 2 часа

Гид: Татьяна Воронцова

Дата: 08 ДЕК в 15:00

Последние новости

Все новости

Даниил Давыдов сводил Машу Горбань в Неглинку, но путешествие закончилось неприятным сюрпризом

Наш экскурсовод Даниил Давыдов снялся в выпуске передачи «Орел и решка» телеканала «Пятница»

18 Ноябрь 2019

Денис Дроздов поведал слушателям «Радонежа» об утраченной церкви Параскевы Пятницы

Наш экскурсовод Денис Дроздов стал гостем радиостанции «Радонеж» и рассказал о Замоскворечье

11 Ноябрь 2019

Гостем Даниила Давыдова в его авторской программе стал историк и экскурсовод Сергей Ярцев

Седьмой выпуск авторской программы диггера Даниила Давыдова «Тихой сапой» на радиостанции «Свое радио»

04 Ноябрь 2019

Наш экскурсовод Татьяна Воронцова рассказала зрителям «Москвы 24» о съемках фильмов в столице

Передача «Тайны кино. Москва в кино» телеканала «Москва 24» с участием нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой

28 Октябрь 2019

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Нащокинский переулок

В честь автора романа «Чапаев» Нащокинский переулок целых шестьдесят лет именовался улицей Фурманова, пока ему в 1993 году ему не вернули прежнее название

30 Ноябрь 2019

Усадьба Демидовых в Толмаческом переулке

Перспективу Лаврушинского переулка замыкает усадьба Демидовых. Аммос Демидов, сын известного русского заводчика Прокофия Демидова

15 Ноябрь 2019

«Дом Мастера» в Мансуровском переулке

В Мансуровском переулке и сегодня можно увидеть небольшой деревянный дом, который называют «домом Мастера»

30 Октябрь 2019

Москва в кино. «Подкидыш»

«Подкидыш» – один из первых советских «семейных» фильмов. Замечательная Фаина Раневская и ставшая крылатой фраза: «Муля, не нервируй меня»

15 Октябрь 2019

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты