Приходите к месту встречи

Исторический музей на Красной площади

Издревле на месте Исторического музея стояло здание Земского приказа. При Петре I в нем была открыта «австерия» – кабак иноземного образца, где подавали не только выпивку с закуской, но и газету; и дабы приохотить своих подданных к чтению, «херр Питер» повелел первую чарку наливать за счет казны, а тех, кто свежий номер газеты прочитывал вслух, и вовсе кормили бесплатно. На орошенной пивом почве зерно просвещения не засохло, а дало всходы, и в 1755 году в этом же двухэтажном здании начал работу Московский университет. При университете работала первая московская аптека, а в башне Воскресенских ворот разместилась университетская типография, где печаталась первая московская газета. Тираж «Московских ведомостей» в 600 экземпляров считался вполне приличным, пока за издание не взялся первый русский журналист и просветитель Николай Иванович Новиков, поднявший тираж до четырех тысяч. Но – как выразился декабрист Михаил Лунин – «в России два проводника: язык до Киева и перо до Шлиссельбурга». Екатерина II о просвещении россиян хотя и радела, но вольнодумства не поощряла. Едва обнаружилось, что вслед за появлением слоя людей читающих возникает общественное мнение – субстанция слабоуправляемая и потому для монархии ненужная, – Новиков очутился за решеткой.

1. Вид на Воскресенскую площадь (в центре – здание Земского приказа). 1819 год

Тюрьма, кстати, находилась тоже неподалеку, в здании присутственных мест. Там сидел Емельян Пугачев в ожидании казни и Александра Николаевича Радищева содержали под арестом перед отправкой в Илимский острог. Прочим арестантам такие крайности не угрожали – тюрьма была временной. Попадали в нее несостоятельные должники, для которых выход на свободу открывался сразу же после уплаты задолженности. Представители торгового сословия, исповедуя принцип «от сумы да от тюрьмы не зарекайся», частенько отправляли сидельцам передачи – кто одежду, кто съестные припасы. Правда, и калачи бывали черствыми, и одежка поношенной – но ведь дареному коню в зубы не глядят.

2. Левицкий Д.Г. Портрет Н.И. Новикова. 1797 год

Что же до Исторического музея, то он возник не то чтобы случайно, но в результате определенного стечения обстоятельств. Впрочем, в истории часто бывает, что события, на первый взгляд не взаимосвязанные, приводят к последствиям непредвиденным, но вполне закономерным. Политехническая выставка, организованная в 1872 году по случаю 200-летия со дня рождения Петра I, имела главной своей целью демонстрацию достижений России, путь к которым открыли петровские реформы. В Манеже и на Ивановской площади Кремля, в Александровском саду и на Кремлевской набережной под открытым небом и в 88 павильонах были выставлены модели инженерных сооружений и научные приборы, паровозы и речные пароходы, фабричные станки и прочие машины. По замыслу устроителей, экспонаты выставки должны были стать основой будущего Музея прикладных знаний (и он действительно был создан, унаследовав от выставки ее название – Политехнический).

3. Вид Морского павильона Политехнической выставки во время торжественного приема ботика Петра I (альбуминовый отпечаток). Фотография Михаила Настюкова 1872 года

Но 200-летний отрезок истории России техническими достижениями не исчерпывался, поэтому экспонатами выставки стали и археологические находки, и реликвии событий еще недавних – в частности, обороны Севастополя: оружие защитников города, шинель убитого адмирала Корнилова, портреты героев и полотна художников-баталистов. Севастопольский отдел выставки находился в ведении военных. Генерал-адъютант Александр Алексеевич Зеленой и «состоящий по гвардейской артиллерии» полковник Николай Ильич Чепелевский старательно исполняли поставленную им задачу и никаких амбиций, выходящих за рамки службы, не имели – но не могли не задуматься о судьбе вверенных им экспонатов. Большинство памятных вещей, присланных и переданных ветеранами Крымской кампании, было достойно внимания и по окончании выставки. Однако музея, украшением которого эти реликвии могли бы стать, в России не существовало.

4. Севастопольский отдел Политехнической выставки. Фотография 1872 года

С ходатайством об учреждении в Москве такого музея организаторы выставки обратились к наследнику престола и, видимо, сумели найти правильные слова, потому что будущий император Александр III, никогда не имевший склонности к рассуждениям о высоких материях, проникся идеей создания музея, в который мог бы явиться «историк за справкой, романист, декоратор театра, артист за нужными ему красками, куда могли бы привести детей, чтобы навеки запечатлеть в их памяти историческое событие и историческую обстановку, куда мог бы придти и необразованный человек и вынести желание узнать, что было когда-то и что есть теперь, чтобы узнать, что не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране».

5. Портрет императора Александра III (хромолитография). 1881 год

Указ об учреждении в Москве Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича император Александр II подписал 21 февраля 1872 года. Руководителями проекта стали его инициаторы, Зеленой и Чепелевский, но без помощи специалистов им было не обойтись, поэтому научная концепция музея разрабатывалась с участием выдающегося историка Ивана Егоровича Забелина и графа Алексея Сергеевича Уварова, посвятившего свою жизнь археологии. Без конфликтов не обходилось, поскольку каждый из ученых считал свою точку зрения единственно верной, а военные в качестве аргументации упирали на субординацию. В итоге граф Уваров даже подавал в отставку. Когда программа основных разделов экспозиции была составлена, стало возможным проведение конкурса на лучший проект здания музея. Московская городская дума в апреле 1874 года приняла решение о безвозмездном отводе под исторический музей участка, незадолго до этого выкупленного ею у казны для строительства своего нового здания. Предоставленное место было прекрасным, но при этом очень непростым: легко ли построить нечто такое, что будет достойно смотреться рядом с кремлевскими башнями, выдержит соседство с храмом Василия Блаженного?

6. Строительство Исторического музея. Фотография 1875 года

Победитель конкурса сумел решить эту непростую задачу, продемонстрировав тонкое понимание древнерусского зодчества. По странной прихоти судьбы победителем оказался внук приглашенного из Англии механика Владимир Осипович Шервуд, окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества «по классу пейзажа» и потому не обладавший правом выступать в качестве архитектора. Техническую часть проекта взял на себя соавтор, инженер Анатолий Александрович Семанов, строивший Севастопольский отдел выставки. При поверхностном взгляде может показаться, что гармония с архитектурным ансамблем Красной площади достигнута за счет использования красного кирпича, – но ведь Кремлевская стена не была красной (до 1930-х годов ее по установившейся традиции белили известью, равно как и стену Белого города, и Китайгородскую, отчего и возникло выражение «Москва белокаменная»).

7. Исторический музей на Красной площади. Современная фотография

Шервуд смог найти стилевое соответствие. Не повторяя формы архитектурных памятников, он использовал приемы и детали, заимствованные из древнерусского зодчества. Основой композиции Исторического музея стала система разновеликих островерхих башен, чем-то напоминающих кремлевские, но не копирующих ни одну из них. Расчлененный объем здания делает его неуловимо похожим на собор Василия Блаженного, который представляет собой комплекс отдельных храмов, поставленных на общее основание. Несмотря на эклектичность, творение Шервуда имело облик яркий и оригинальный и оказало большое влияние на русскую архитектуру последней четверти XIX века, сделавшись образцом стиля (который позже, в эпоху торжества идей интернационализма, был назван «псевдорусским»).

8. Исторический музей. Фотография 1914 года

Торжественная закладка фундамента Исторического музея состоялась 1 сентября 1875 года при огромном стечении народа, и сам император Александр II заложил первый камень. Пока три сотни рабочих возводили огромное здание, в котором над подвалом и цокольным этажом предстояло расположить анфиладу из 47 экспозиционных залов, создатели музея продолжали свой спор о том, каким ему быть. Забелин предлагал в оформлении залов использовать найденные при раскопках конкретные элементы древних сооружений или их точные копии, Шервуд же считал, что музею следует быть не «складом вещей», а чем-то большим, а потому каждый зал должен строго выдерживать стиль соответствующего периода, являясь своего рода иллюстрацией к рассказу о нем. Достичь согласия оппонентам не удалось, и в итоге Шервуд был отстранен от дальнейшей работы. Квадраты в кирпичной кладке стен, предназначенные для размещения расписных изразцов, так и остались пустыми. Однако строительство музея так изменило вид исторического центра Москвы, что стало неизбежным дальнейшее обновление города, причем в определенном стиле: сначала здание Московской городской думы, затем Верхние и Средние торговые ряды.

9. Библиотека Исторического музея. Фотография 1909 года

Торжественное открытие музея состоялось 8 июня 1883 года, в день коронации императора Александра III. Подготовленная экспозиция охватывала период с древнейших времен до XII века и занимала первые 11 залов. Основную часть работы еще только предстояло выполнить руководству музея с помощью коллекционеров и меценатов. Московская городская дума подарила Историческому музею завещанные городу Голицынскую и Чертковскую библиотеки с множеством уникальных рукописей. Представители дворянских родов передавали в дар свои фамильные реликвии, купечество вносило денежные пожертвования, известный коллекционер Петр Иванович Щукин подарил музею свыше трехсот тысяч предметов старины (что превышало на тот момент фонды самого музея). Забелин, в течение жизни собравший замечательную коллекцию икон, рукописей и карт, завещал ее вместе со своей обширной библиотекой музею, которым руководил до последнего дня жизни.

10. Каразин Н.Н. Торжественный проезд через Красную площадь императора Александра III перед коронованием. 1883 год

После 1917 года многие исторические события и процессы получили принципиально новые трактовки и оценки, что повлекло за собой изменения в экспозиции музея и в его интерьерах. Правда, за счет реквизированных ценностей существенно пополнились фонды, но орлы на башнях уступили место звездам, а в залах многие декоративные композиции, выполненные известными художниками – Айвазовским, Васнецовым, Семирадским и другими, – были заштукатурены или уничтожены. Даже Забелинский проезд стал называться Кремлевским, ибо монархические взгляды и националистические убеждения историка были новой власти слишком хорошо известны. Тем не менее Исторический музей продолжал играть важную роль в культурной жизни страны – уже хотя бы тем, что уцелели ставшие его филиалами Новодевичий монастырь и Крутицкое подворье, Покровский собор, церковь Троицы в Никитниках и Старый Английский двор. В 1986–1997 годах Государственный исторический музей был закрыт на капитальный ремонт и реставрацию, благодаря которой интерьерам возвращен их первозданный вид.

11. Оформление зала № 20 Исторического музея. Современная фотография
Виктор Сутормин
  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

Плющиха и Девичье поле

Продолжительность: 2 часа

Гид: Татьяна Воронцова

Дата: 04 ДЕК в 12:00

Детская экскурсия по Замоскворечью

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 04 ДЕК в 12:00

Высоко-Петровский монастырь (с посещением колокольни)

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 04 ДЕК в 14:30

От Чертольских ворот до Арбатских

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

Дата: 05 ДЕК в 12:00

Последние новости

Все новости

Денис Дроздов рассказал обозревателю Игорю Буккеру об экскурсиях по Москве

Денис Дроздов дал интервью изданию «Правда.ру» и представил книгу «Большая Полянка»

09 Август 2021

Денис Дроздов вспомнил о знаменитом наводнении 1908 года для зрителей «России 1»

Репортаж «России 1» о московских природных катаклизмах с участием Дениса Дроздова

05 Июль 2021

Денис Дроздов представил в «Молодой гвардии» новый путеводитель по Большой Полянке

Видео с презентации книги Дениса Дроздова «Большая Полянка. Прогулка по Замоскворечью»

28 Июнь 2021

Презентация путеводителя по Большой Полянке пройдет в легендарном магазине на этой улице

Денис Дроздов представит свою новую книгу «Большая Полянка. Прогулка по Замоскворечью» в магазине «Молодая гвардия»

14 Июнь 2021

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Исторический музей на Красной площади

Основой композиции Исторического музея стала система разновеликих островерхих башен, чем-то напоминающих кремлевские

15 Ноябрь 2021

Усадьба Куманиных на Большой Ордынке

Род Куманиных – один из старейших купеческих родов. Фамилия происходит от слова «куманы». Так называли тюркоязычный кочевой народ

30 Октябрь 2021

Колокольня Ивана Великого

Ни Успенский, ни Архангельский, ни Благовещенский соборы не имеют отдельных колоколен. Их общим голосом является перезвон колоколов «Ивана Великого»

15 Октябрь 2021

Москва в кино. «Гардемарины, вперед!»

«Гардемарины, вперед!» — первый фильм трилогии о гардемаринах, снятый по роману Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы»

30 Сентябрь 2021

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты