Приходите к месту встречи

Гостиница «Москва» на Манежной площади

Тому, кто рожден в непростые времена, обычно и жизнь выпадает богатая на неожиданности. Причем это может касаться не только человека, но и, например, здания. Вместо нескольких снесенных кварталов Охотного Ряда здесь мог бы возникнуть Дворец Труда, но в процессе реконструкции планы поменялись. Решено было построить гостиницу для регулярно приезжавших в столицу депутатов Верховного Совета. Здесь, рядом с Кремлем и Благородным собранием (Дом союзов), еще с дореволюционных времен располагалось несколько гостиниц, причем весьма высокого уровня, – но в случае с «гостиницей Моссовета» требовалось создать нечто особенное.

1. Кварталы Охотного ряда. Фотография 1912 года

Эту задачу постарались выполнить архитекторы Леонид Савельев и Освальд Стапран, и к 1934 году первая очередь объекта была возведена. Но как раз в годы строительства начал формироваться так называемый «сталинский ампир», и стилистика конструктивизма перестала соответствовать духу времени. Порт пяти морей и маяк для всего прогрессивного человечества, столица нашей Родины нуждалась в более величественных архитектурных решениях. Одним из первых уловил новые запросы времени академик архитектуры Иван Жолтовский, страстный поклонник Андреа Палладио, итальянского зодчего эпохи Возрождения. На месте снесенной церкви Георгия Победоносца он возвел весьма помпезное сооружение, взяв за основу фасад Лоджии дель Капитанио в городе Виченца, и неожиданно для многих «попал в яблочко». Руководству страны пришелся по вкусу «дом повышенной комфортности», сразу появились хвалебные отзывы в профессиональных изданиях, и вскоре новый курс обозначился так явственно, что Виктор Веснин, один из коллег Жолтовского, охарактеризовал его новую постройку как «последний гвоздь в крышку гроба конструктивизма».

2. Дом Жолтовского на Моховой – «последний гвоздь в крышку гроба конструктивизма». Современная фотография

Чтобы здание гостиницы «Москва» привести в соответствие с новыми веяниями, к работе над объектом подключили академика архитектуры Алексея Щусева. Он добавил лаконичный декор в духе неоклассицизма, украсив здание портиком с восемью колоннами высотой в шесть этажей. По центру главного фасада появились открытая терраса, просторные лоджии-аркады, а углы здания были акцентированы башенками. Из окон центрального фасада открывался вид на стройплощадку будущего Дворца Советов, ради которого уже взорвали храм Христа Спасителя. Существует легенда, что Щусев, не имея достаточно времени для того, чтобы предложить на рассмотрение товарища Сталина два полностью проработанных варианта фасада, решил сделать «отмывку» на одном листе, разделив его по вертикали осью симметрии. Предполагалось, что Иосиф Виссарионович выскажет свои соображения относительно половин – более пышно оформленной левой части и более сдержанной правой – и в соответствии с его замечаниями проект будет доработан. Однако у товарища Сталина сдвинулся график встреч, обсуждение было очень кратким, хотя эскиз в целом вождю понравился. Поэтому генсек взял приготовленный для него красный карандаш и размашисто написал по центру эскиза: «УТВЕРЖДАЮ. Сталин».

3. Гостиница «Москва». Фотография 1946 года

После этого задавать вождю уточняющие вопросы никто из проектировщиков не рискнул, в результате чего гостиница обрела именно тот облик, какой уже много лет красуется на этикетках водки Stolichnaya. Скорее всего, эта история не более чем легенда, но как тогда объяснить тот факт, что фасад действительно асимметричен? Для архитектуры сталинского периода подобные изыски нехарактерны. Например, вот в какой манере те же Савельев и Стапран задекорировали тыльные стены старых зданий, открывшиеся после сноса квартала между Манежем и строившейся гостиницей. Все предельно четко и симметрично. Однако Алексей Викторович Щусев рабом симметрии никогда не был. Он мог вполне осознанно правую сторону фасада сделать более скромной, чтобы она не контрастировала с исторической застройкой Воскресенской площади, а левую – более торжественной, созвучной зданию Совета труда и обороны (в наши дни это здание Государственной думы). Кроме того, гостиница строилась поэтапно, и потому левая и правая части фасада возводились не одновременно, и мало ли какие новые идеи могли в этом интервале прийти в голову архитекторам?

4. Этикетка водки «Столичная»

Гостиница «Большая Московская» с конца XIX века славилась лучшим в городе рестораном, и у кого-то из начальства хватило здравого смысла не ломать ее раньше времени. Здание только укоротили немного, чтобы завершить фасад «Москвы», для пущей важности переименовали в «Гранд-отель», и в таком виде все оставалось до конца 1960-х. Московские стиляги занимали очередь в здешнюю парикмахерскую, чтобы сделать себе прическу «под Элвиса». До постройки второй очереди гостиницы «Москва» (1968–1977) дожил и «Континенталь». В здании работал кинотеатр «Восток-кино», один из первых в стране залов стереопоказа. Технология применялась довольно интересная: специальных очков не требовалось, надо было в начале сеанса просто слегка расфокусировать зрение и, поводив головой из стороны в сторону, «поймать точку», где глаза сами настраивались на иллюзию объемного изображения.

5. Гостиницы «Москва» и гостиница «Большая Московская». Фотография 1935 года

Холя и лелея своих номенклатурных постояльцев, понемногу подминая под себя и без остатка переваривая коллег-соседей, гостиница «Москва» нечувствительно пережила и советскую эпоху, и перестройку с гласностью, и даже непростые 1990-е годы, а вот увернуться от коммерсантов наступившего века уже не сумела. Воротилы строительного бизнеса, пользуясь своими связями с тогдашним мэром города, организовали реконструкцию «Москвы». Наличие в самом центре столицы отеля категории не выше чем «три звезды» – с экономической точки зрения действительно нелепость, не говоря уже о том, что существенной была и степень износа здания, построенного из шлакоблоков, то есть отходов сталеплавильного производства. Никто бы и слова против не сказал, не будь гостиница памятником архитектуры.

6. Гостиница «Москва». Фотография 1998 года

Чтобы соблюсти приличия, городские власти заверили общественность, что реконструкция будет проведена «с воссозданием памятника в прежних формах». И хотя много уже накопилось к тому времени примеров воссоздания по-лужковски, процесс пошел, и остановить его было некому. В 2004 году перед разборкой «Москвы» оттуда было вывезено все, и возвращения на прежнее место хотя бы одной дверной ручки ждать бесполезно. А тут есть о чем жалеть – ведь все элементы интерьера гостиницы разрабатывались специально. Все было украшено советской символикой в стиле ар-деко. Мебель изготовили краснодеревщики Ленинградской судоверфи, ткани для скатертей и гардин создали художники фабрик «Шелкотреста», а плафон в огромном зале ресторана «Огни Москвы» расписывал Лансере. Из раритетов мало что сохранилось – в Музей архитектуры попала часть потолочных барельефов и несколько люстр из фойе, да еще представители братской Беларуси взяли себе на память дверь номера, в котором жил в 1942 году поэт Янка Купала, – дверь и еще ту роковую ступеньку лестницы девятого этажа, где он так неудачно споткнулся.

7. Холл гостиницы «Москва». Фотография 1930-х годов

Но если уж возможность полного сохранения интерьеров по ряду причин была проблематичной, то хотя бы внешний облик здания сохранить ничто не мешало… только вот никто к этому не стремился, как мы видим. Со стороны Манежной добавился лишний этаж и появился стеклянный козырек над входом, стены изменили цвет с серо-стального на бежево-телесный с бурыми акцентами лоджий, а та часть, что смотрит в сторону Китайгородской стены, создателям «гостиницы Моссовета» наверняка показалась бы жалкой пародией на «Метрополь». Но таковы уж, видимо, особенности национального градостроения – не то чтобы бессмысленные и беспощадные, но суровые. В 1930-х годах тоже никто ни с чем особо не церемонился.

8. Гостиница «Москва». Современная фотография
Виктор Сутормин
  • ВКонтакте
  • Facebook
 
 

Ближайшие экскурсии

Переулками Поварской улицы

Продолжительность: 2 часа

Гид: Татьяна Воронцова

Дата: 25 СЕН в 13:00

Проходными дворами Грачевки

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

Дата: 25 СЕН в 16:00

Болотный остров и его обитатели

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 25 СЕН в 17:00

Высоко-Петровский монастырь (с посещением колокольни)

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 26 СЕН в 13:00

Последние новости

Все новости

Денис Дроздов рассказал обозревателю Игорю Буккеру об экскурсиях по Москве

Денис Дроздов дал интервью изданию «Правда.ру» и представил книгу «Большая Полянка»

09 Август 2021

Денис Дроздов вспомнил о знаменитом наводнении 1908 года для зрителей «России 1»

Репортаж «России 1» о московских природных катаклизмах с участием Дениса Дроздова

05 Июль 2021

Денис Дроздов представил в «Молодой гвардии» новый путеводитель по Большой Полянке

Видео с презентации книги Дениса Дроздова «Большая Полянка. Прогулка по Замоскворечью»

28 Июнь 2021

Презентация путеводителя по Большой Полянке пройдет в легендарном магазине на этой улице

Денис Дроздов представит свою новую книгу «Большая Полянка. Прогулка по Замоскворечью» в магазине «Молодая гвардия»

14 Июнь 2021

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Церковь иконы «Знамение» за Петровскими воротами

Церковь на этом месте известна с начала XVII века. Она располагалась в Земляном городе прямо за Петровскими воротами Белого города

30 Август 2021

Особняк Гутхейля в Пречистенском переулке

Очаровательный городской особняк, расположившийся по адресу: Пречистенский переулок, 8, был возведен в 1903 году по проекту Вильяма Валькота

15 Август 2021

Москва в кино. «Курьер»

Один из первых «перестроечных» фильмов. Один из первых фильмов, где четко показано, что хоть и жили мы в бесклассовом обществе, классы очень даже существовали

30 Июль 2021

Гостиница «Москва» на Манежной площади

К 1934 году первая очередь объекта была возведена. Но как раз в годы строительства начал формироваться так называемый «сталинский ампир»

15 Июль 2021

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты